1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Независимая оценка качества оказания услуг

Напишите нам:

Ваше имя (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш адрес электронной почты (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш телефон (*)

Введен недействительный тип данных
Оставьте сообщение: (*)

Введен недействительный тип данных
Введите символы: (*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных



Запись на экскурсию

Ваше Имя Фамилия Отчество(*)



Ваш адрес электронной почты?(*)

Адрес электронной почты недействителен

Ваш телефон(*)

Введен недействительный тип данных

Количество человек(*)

Введен недействительный тип данных

Когда вам удобно посетить выставку?(*)


Введен недействительный тип данных

Оставьте сообщение:

Введен недействительный тип данных

Введите символы:(*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных





Источник открытий. Керамика и не только

 

Накануне начала работы III Международного конгресса традиционной художественной культуры  в Ханты-Мансийске,  в филиале Государственного художественного музея "Дом-музей народного художника СССР В. А. Игошева" состоялось открытие сразу двух выставок - "Рукодельные миры Татьяны Карамышевой" и "Керамика - источник открытий", организатором которых выступил Центр народных художественных промыслов и ремесел.

Презентация выставок состоялась при участии многочисленных гостей Международного конгресса, приехавших из разных городов России и из-за рубежа - в том числе академиков, докторов наук, профессоров ведущих вузов.

 

Выставки позволили увидеть взаимосвязь керамики и ткачества в орнаментах и технологиях от древних культур до позднего средневековья. Настоящей находкой экспозиционного проекта стало наблюдение за орнаментами, которыми декорирована керамика и которые можно проследить в вышивке, узорном вязании, аппликации.

Гости презентации говорили о глубинных процессах в традиционном искусстве, тесно переплетенных и взаимосвязанных. Что есть орнамент на древних кувшинах - приятный глазу декор, молитва богам или культурный код? Что можно прочитать в иногда простых, иногда сложно выстроенных штрихах, зигзагах, разнообразных крестах и линиях? Почему орнамент так неистребимо, на протяжении тысячелетий живет и в керамике, и в тканых и вышитых узорах славян, и в меховой мозаике обских угров?

Создавая этот экспозиционный проект, Ольга Бубновене, директор Центра народных художественных промыслов и ремесел, задумав центральным "персонажем" керамику, обнаруживает, вытаскивает на поверхность удивительно тонкие и в тоже время прочные, неразрывные связи: керамика и плетение, керамика и текстиль, керамика и ткачество, керамика и вышивка... и апогеем в музыкальном произведении этого оркестра становится "керамика и человек".

Зрители были поражены глубиной раскрытия темы, многопластовой семантикой каждой отдельной мелодии, из которых вырастает сложное, богатое смыслами и гранями, произведение. Но! Выставка на этом не заканчивалась, ведь главный вопрос будто застыл в воздухе: зачем вообще нужна эта глубина, что с ней делать сегодня? - и требовал ответа. И автор экспозиции этот ответ для себя нашла. Нашла и продемонстрировала окружающим множеством разных способов.

 

Совершенно невероятные панно длиною от потолка до пола, выполненные вручную из разных текстильных материалов, составленные из орнаментов древней керамики, стали своеобразными флагами и одновременно гимнами традиционного искусства, которое не должно быть музейным экспонатом, а должно жить сегодня, гармонично вписываясь в наши дома, жизни, окружающую среду.

Этой же цели служили и огромные сосуды, расколотые ненарочно, но нарочно сшитые швами, повторяющими древние орнаменты.

И панно в оригинальных рамах, выполненные из папье-маше в виде сосудов разной формы, куда руки мастера искуссно вплели прутики ивы, создав неповторимый образ, сложенный из древних форм, современных материалов и мистических знаков.

Современные гобелены Татьяны Карамышевой (Москва) оказались здесь как нелья кстати: на стыке древних традиций и современного искусства, они удивительно гармонично дополнили выставку керамики. Трансформируя технику ручного гобелена (используя новые материалы, форматы), художница создала тактильные и ассоциативные пространства, которые  сохранили традиционную технику и одновременно стали вместилищем чего-то совершенно нового и непознанного, выходящего за пределы реальности.

Нужно отметить, что выставочный проект «Керамика – источник открытий» является результатом многолетних исследований мастеров, искусствоведов в области изучения истории развития керамики на территории нашего региона. Участниками выставки стали более 20 художников и мастеров Ханты-Мансийского автономного округа из Урая, Сургута, Ханты-Мансийска, Агана, а также Ямало-Ненецкого автономного округа (Лабытнанги). Свои изыскания представили ученые-археологи из Казахстана, Екатеринбурга и Ханты-Мансийска.

Мария Майстровская, доктор искусствоведения, профессор кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, действительный член Российской академии естествознания, член ВАК (г. Москва):

- Совсем недавно я побывала на большой выставке в ЦВЗ "Манеж" - и была потрясена до глубины души - там очень много кича. Того, что изготовлен на потребу сегодняшнему рынку. Правильно сегодня была затронута тема: рыночный вкус, рыночный заказ, все это очень противоречит традиционному искусству. Это бескультурье в какой-то степени, то есть отсутствие культуры, отсутствие понимания самих основ традиционной культуры. Поэтому очень хочется пышного. Очень хочется золотого. Очень хочется камней... А все это нехарактерно для народного искусства, для культуры нехарактерно.

Выставка же в Ханты-Мансийске, не такая большая, на первый взгляд, но совершенно замечательная! Она очень настоящая, очень честная, я бы сказала. Здесь удивительным образом соединяются древние технологии и современные материалы, и взгляд, видение художника. И это уже становится самым настоящим произведением современного искусства!

Что мы - каждый из нас - можем сделать, чтобы изменить вкус зрителя? Делать вот такие прекрасные выставки, поддерживать людей, которые любят и понимают ценность народного искусства. Центр народных промыслов совершенно блистательный в Ханты-Мансийске: я не зря сюда столько лет езжу. Почему? Потому что с самого первого раза, приехав сюда, я была поражена и городом и стремлением небольшого коллектива единомышленников сделать настоящее, сделать по большому счету! И меня до сих пор это греет и радует, я искренне желаю удачи сподвижникам народного искусства!  

 

Видеоматериалы

Возвращенное ремесло

 

   Незабытые традиции

 

 Секреты бабушкиного сундука