1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Напишите нам:

Ваше имя (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш адрес электронной почты (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш телефон (*)

Введен недействительный тип данных
Оставьте сообщение: (*)

Введен недействительный тип данных
Введите символы: (*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных



Запись на экскурсию

Ваше Имя Фамилия Отчество(*)



Ваш адрес электронной почты?(*)

Адрес электронной почты недействителен

Ваш телефон(*)

Введен недействительный тип данных

Количество человек(*)

Введен недействительный тип данных

Когда вам удобно посетить выставку?(*)


Введен недействительный тип данных

Оставьте сообщение:

Введен недействительный тип данных

Введите символы:(*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных





Концепция деятельности - 1. Проблема изучения традиционных художественных промыслов и ремёсел

1. Проблема изучения традиционных художественных промыслов и ремёсел

Выявление и использование потенциала художественной культуры изменилось ныне в силу выступившего на первый план информационного фактора жизни. Новая особенность среды ослабила образность, тематику, упростила сюжетные построения, иногда и языки искусства, но вместе с тем расширила их число и обострила значение массы информации, предъявление которой приняло вид «символов» – обрело форму свернутых информационных единиц, психопрограмм и культурных кодов. В теории художественной культуры возник интерес к семиотическому многообразию народного искусства. Причин этому немало, как немало и примеров, которые нуждаются в переосмыслении имеющегося потенциала. Одним из главных направлений является народное наследие, которое актуально и как общая потребность в экстраполяции архетипов искусства в сферы культуры и образования, и ряда других устойчивых и воспроизводимых связей, и специфично в силу национальных, географических и других особенностей его существования, что обогащает историю российской культуры.

Исследователи, ученые сосредоточили своё внимание на этнографической картине развития традиционных художественных промыслов северных народов. Без внимания осталась искусствоведческая сторона развития художественного наследия народов Югры.

Здесь необходим научный опыт и теоретические обобщения исследователей народного искусства финно-угорского мира, таких как профессор В.Б. Кошаев. Его работы, сосредоточенные в основном в аналитических статьях по результатам международных фестивалей ремёсел финно-угорских народов (2000 - 2010 гг.), выступлениях на I Международном  конгрессе традиционной художественной культуры,  отражают общую концепцию по формированию этноэкосистемы М.А. Некрасовой.

Анализ работы данных экспертов позволил выявить основные этнохудожественные характеристики наследия традиционного искусства народов Югры, выделить важные, зачастую доминирующие в художественно-образных понятиях аспекты культуры: «среда – мироздание», «макромир в микромире», «органопроекция». Эти особенности получают специфическую образную окраску в народном искусстве.

Для меховых и изделий из кожи доминирует идея образа среды как языка коммуникаций. Технологическая фактура меховых изделий, кож животных и рыбы насчитывает столько лет, сколько существуют народы ханты и манси, впитавшие Дух и Энергию природы. Отношения с природой и сакральный опыт мировоззрения формировались древними переживаниями язычества. Технология и поныне сохраняет свое значение как устойчивая структура производственных потребностей, воспроизводящая в технологии и структуре изделий представления о природосообразном бытии, его священном значении. Занятия кожей (рыбьей) начинаются в возрасте 4-6 лет, когда происходит усвоение сакральной и знаковой функции Образа Мироздания как дописьменного. Широко известны семантические функции мироздания образов оленей, рыбы, других животных. Это значение имеет тесную связь семантики с сакральной и знаковой функцией материала, формы и опосредует некоторые особенности размещения декора по вертикали, горизонтали, центричной основе, также разнообразие его видов, и в то же время устойчивость основных структур. Подготовительными работами по коже (выделка) занимаются подростки. Так по нашим данным с 11/12 – 14 лет выделывается рыбья кожа. Сырая кожа промысловых рыб мнется руками в течение одного дня. Коммуникативные принципы декора и композиции меха и кожи ханты и манси обусловлены межродовыми взаимоотношениями и четкой соотнесенностью жизненного пространства, родовых угодий. Крупный тип пластин и фрагментов декора, общий силуэт, животный материал и характер орнаментации может применяться в обучении уже  с возраста 7 -8 лет, поскольку требует определенных физических усилий. Контекст коммуникаций возобновляют с одной стороны образ мироздания, с другой реализует план социокультурной кодификации «своих», но не в активном противопоставлении с «другими», а определением различий в подобии, по сути тождества, которое разделяет понятия общего и специфического. Этот контекст философии полностью совпадает с характером мифологического мышления, характерным для различных периодов восприятия у детей. Традиционный текстиль может быть охарактеризован с позиций «мировоззренческих интерференций»  культуры. В данном понятии заключено представление о межэтническом, а шире межнациональном общении: в структуре традиционной практики всех способов переплетений отражены внутренние и внешние процессы развития технологий. Ткачество в зависимости от технологических устройств может быть видом деятельности с периода 4-5 до 15-17 лет в зависимости от используемых технологических устройств. Простейшими являются тканье шнурков (на руках), наиболее сложными - многоремизный станок. Предпочтения одних этнических групп (внутренняя линия развития техник переплетения) и технологическая специфика, интерес к которой обусловлен привносимой эстетикой технологических структур (внешняя линия развития текстильного декора: вышивка салфеток, картин, скатертей с помощью глади, одинарного креста, также ришелье, филейной техники). К внешним можно отнести и вязание крючком (салфетки, накомодники, подзоры) и др. Художественная обработка дерева и кости – одухотворенность природного вещества. Дерево в хантыйской традиции понимается в образе мироздания, одухотворенность которого неоспоримо свидетельствует его важное древнее значение и всепроникающее свойство сопричастности человека и природы. Оно отражено в языке, практических и игровых целях изделий, характере и принципах обработки материала. Велика роль игровых функций головоломок выполненных из дерева, с присущими им интеллектуальном потенциалом, абстрагированием мышления. Практика обработки древесных материалов имеет вид поэтапного усложнения заданий. Огромное значение здесь связано с комплексностью функций игрушек: весь материальный блок моделирует пространство обитания человека, организует его целевые функции в «завтрашнем» труде, делит их на мужские и женские, приводит к осознанию связи  маленьких предметов со всем окружающим миром, который по мере возрастания человека осваивает весь набор знаний, навыков, чувственный опыт, способность осязать мир как живое одушевленное пространство. Художественная обработка кости также полна одухотворения, и смысловые понятия живого материала здесь как нигде ярки в силу его животного происхождения. Уже глубина десятков тысячелетий мамонтовой кости являет нам связь с далекими образами прошлой жизни, и в силу этого его глубокую духовную суть и особое почитание мастера и владельца изделия. Работа с костью требует определенной физической силы, поэтому ее применение целесообразно начинать с 12 – 14 лет. Встроенные фрагменты кости в структуре хозяйственного предмета являют особое дыхание, овеществленной эстетической напряженности, острой стилистической подачи шлифованной или гравированной  поверхности, формирующей чувство меры, вкуса, уважения к материалу. Работа с материалом и обращение с инструментами (резьба, токарная обработка) требуют определенной сноровки, но, тем не менее, не возбраняются на ранних стадиях развития ребенка, c постепенным усложнением ремесленной и творческой задачи.Берестяные изделия позволяют акцентировать внимание на  – семантике формы и декора и при обучении на таком специфическом предмете познания освоить образное значение формы. Ясная и четкая структура линий преломляет в смысловые импульсы пространства, кодирует в изображении смысловую суть знака. Декоративная структура позволяет чувственно охватить природную энергию, статичность и упругость образа червя, птицы, лягушки, медведя, оленя. Декор и орнамент являются схемой отраженного в сознании объекта, изображением родовой тайны, явленной таким образом силы, подвластной человеку через освоение им технологии изображения. Другой частью берестяного творчества выступает образное значение формы предмета. Это связано с технологическими возможностями бересты образовывать любые поверхности и объемы в зависимости от потребностей жизни. Временные берестяные жилища, одежда, емкость, игрушка, обработка швов, сама свежая коричнево-охристая структура – все проникнуто смысловой функциональной оправданностью предмета, предполагающей освоение задач конструктивной тектоничности.  В силу поверхностного пластического напряжения материала, его «охватывающего» весь объем вида и стремление к обобщенной целостно освоенной форме является уникальным способом формирования технологического и художественного сознания, необходимого для педагогического процесса и целей воспитания. Простейшие операции могут быть выполнимы уже с 5 – 6 лет, сложные можно начинать  с 9 – 10 лет.Бисерные украшения как «письменная» история народа в орнаменте» – сугубо женское рукоделие – оно обладает удивительной способностью быть использованным уже в самом раннем детстве в элементарных формах с 2-х лет, когда (по сообщениям мастериц) девочка способна нанизывать на иголку с ниткой несложные наборы. Сенсорика и сенситивность постоянно усиливают образность мышления, а вместе с ним способность освоения других – более сложных задач: целостности ансамбля костюма, завершенность силуэта, доминантность декоративных вставок с присущей яркостью и красочностью изделий из стекляруса и бисера. Еще одна сторона этого интеллектуального вида деятельности, связана со значением тех или иных мотивов бисерного орнамента. Керамика и гончарное ремесло – пространственно-временные координаты этноса.С точки зрения координат керамика не просто уникальна. Она как археологический источник содержит богатый материал по древнейшей истории края, содержит сведения не только о гончарстве как социально-экономическом институте первобытности, но и о семейно-брачных отношениях, этнокультурных контактах, идеологических представлениях, уровне развития техники. Как материал исторического знания важно понимание использования сосудов во время ритуалов, для приготовления пищи в быту, в праздники, расшифровка узоров на сосудах и т.д. Археологи, мастера, художники, чтобы извлечь эту информацию из керамических источников и восстановить древнюю гончарную систему или ее элементы, должны иметь знания необходимые в технологическом процессе работы с глиной, художественные, культурологические и др.  Соотнесение этих знаний с воспитанием должно дать мощный педагогический эффект, т.к. научение технологии керамического искусства неразрывно в параллелях со всем комплексом жизни и их главной целью – этической подоплекой творчества.