1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Напишите нам:

Ваше имя (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш адрес электронной почты (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш телефон (*)

Введен недействительный тип данных
Оставьте сообщение: (*)

Введен недействительный тип данных
Введите символы: (*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных



Запись на экскурсию

Ваше Имя Фамилия Отчество(*)



Ваш адрес электронной почты?(*)

Адрес электронной почты недействителен

Ваш телефон(*)

Введен недействительный тип данных

Количество человек(*)

Введен недействительный тип данных

Когда вам удобно посетить выставку?(*)


Введен недействительный тип данных

Оставьте сообщение:

Введен недействительный тип данных

Введите символы:(*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных





Концепция деятельности - 4. Формирование системы трансляции культурных традиций народного искусства Югры

4. Формирование системы трансляции культурных традиций народного искусства Югры

           Обращение к народной художественной культуре обусловлено множественностью ее свойств, которые ввиду соответствия различным функциям жизни могут переноситься непосредственно в практику современного использования и в среду производства; в народные промыслы, и занятие ими населения, и в социокультурную сферу. Пересоздание фольклорного, танцевального искусства, устного и песенного творчества, помогает решать самые разные проблемы: от творческого переложения образов народного искусства в современном изобразительном, архитектурном, декоративно-прикладном, дизайне, театральном, оперном и др. до помощи инвалидам, процессам обучения детей, туристических задач и др. Особенным является то, что народная художественная культура располагает уникальным набором организационно-педагогических структур, выявление и использование которых, может стать своеобразным онтологическим  материалом духовного опыта, когда ткань родовой памяти определяет нравственное и этическое содержание бытовой повседневности.

Развитие традиций народного искусства  является одним из приоритетных направлений деятельности Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Факт крупномасштабной деятельности по возрождению и сохранению традиционных технологий художественных ремесел в автономном округе на протяжении последнего десятилетия позволяет судить о потенциале административного реагирования на социально-культурные условия. Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремёсел» (далее «Центр ремесел») возглавил деятельность с целью анализа результатов действующих программ и мероприятий, проводимых в данной сфере этнокультурного развития региона.

Решение проблемы возрождения традиционных ремесел и промыслов, которые являются неотъемлемой составляющей национальной культуры, способствует формированию интегрированных межнациональных отношений на политическом, экономическом, социальном и культурном уровнях как окружного, российского, так и международного масштаба. В современных условиях актуальность этой проблемы связана с ускоряющейся и расширяющейся ассимиляцией коренных малочисленных народов региона и их вовлечением в процесс глобализации в результате промышленного освоения Севера. Исследователи отмечают, что вследствие размывания этнической культуры и отказа от традиций и обычаев происходит деформация этнического самосознания, выраженная в невозможности адаптации к новым условиям существования. Социальным эффектом этих процессов является массовая безработица, алкоголизм, суицид, люмпенизация, а в ряде случаев – этническая нетерпимость. В этих условиях необходимым и реальным выходом из создавшейся ситуации является обращение к традиционной культуре, на основе возрождения народных промыслов, которые предоставляют возможность, не отходя от традиций, обеспечивать условие воспроизводства национально-культурных и национально-исторических корней личности, социально-экономическую базу существования коренных малочисленных народов севера.

Анализ роли и места этнохудожественных традиций в системе освоения культурного наследия на территории Югры позволяет рассматривать процесс обработки традиционных материалов в соотнесенности с педагогическим содержанием. Как правило, ремесла носили и до сих пор существуют в форме домашнего труда и представлены материалами (техниками), передача которых осуществляется от отца - сыну, от матери – дочери.

Одним из требований современной социокультурной ситуации при обращении к теме моделирования этнохудожественного образования средствами традиционного народного искусства является глубокое изучение и обеспечение преемственности позитивных достижений культуры полиэтнического общества.Этнохудожественная культура – это накопление и передача молодому поколению исторического опыта народа для обеспечения преемственности художественного творчества, создание материальных и духовных ценностей, имеющих не только национальную, но и общечеловеческую значимость. Важным средством передачи культурного достояния народа, его образовательно-воспитательную сущность составляет национальная педагогика. Поэтому художественно-эстетическое воспитание и образование преимущественно должно быть интерпретировано с точки зрения этнохудожественной культуры и этнохудожественного образования: а) вопрос методических подходов и б) вопрос внутренней педагогической функции ремесленных технологий.

Опираясь на исследования Московского художественного института культуры и искусства, а именно на разработки кафедры этнохудожественного образования, обозначены акценты в нескольких методических под­ходах к изучению народной художественной культуры:

• эстетический – ориентирован на эмоциональное вос­приятие материала,  вводит в мир народного художественного творчества, развивает чувство прекрасного;

• знаково-смысловой подход  – любое произведение профес­сионального и народного искусства может быть рассмотрено как своего рода текст, в котором закодировано его содержание. «Рас­шифровка», прочтение этих знаков, символов, понимание и освое­ние средств художественной выразительности, с помощью которых текст «кодируется», ведет к присвоению личностью эстетики, ду­ховности, гармонии, творческой подвижности, заложенной в глубинах про­изведения искусства - как особого про­странства коллективных смыслов, символов, знаков;

• деятельностный подход определяется в неразрывности методов теоретической и практической сторон обучения и воспитания, среди которых проблемно-поисковый и исследовательский метод занимают одно из ведущих мест. В настоящее время исследовательская деятельность школьников широко используется в практике. Этот подход помогает развивать естественную мотивацию учения, учитывать индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Он дает возможность целенаправленно развивать познавательную, творческую активность и самостоятельность;

• практический подход позволяет создать условия для развития творческого мышления в процессе сочетания творческой деятельности и  знаний о народной культуре.

Использование материалов традиционного народного искусства в педагогике с точки зрения художественно-педагогического творчества и ряде других областей культуры выдвигает на первый план формирование системы образования и комплексного обеспечения всех видов и форм подготовки специалистов: курсовое обучение, начальное и среднее профессиональное художественное образование, художественное высшее образование, формы магистерской и аспирантской подготовки. Педагогическая среда художественного воспитания и образования располагает широкой перспективой, связанной с профессиями учителя, методиста дополнительного образования, архитектора, дизайнера, художника ДПИ, экспозиционера, оформителя театральной сцены, массовых зрелищ, С направлением связана деятельность в области музыкального, театрального, хореографического творчества. Развитие способствует быстрому обновлению творческой среды в округе. Сложение научных представлений о культурной традиции позволяет сформулировать принципы переложения научного содержания в структуру образовательных и этнохудожественных комплексов системы образования, культуры, творчества, социального проектирования.

Как уже было отмечено, искусствоведческая сторона развития художественного наследия народов Югры оставлена исследователями без внимания. Однако научный опыт и теоретические обобщения исследователей народного искусства М.А.Некрасовой, В.Б. Кошаева позволили выявить основные этнохудожественные характеристики наследия традиционного искусства народов Югры, отражающих общую концепцию формирования этноэкосистемы. Кроме этого определенное значение педагогических перспектив связаны с исследованиями А. Потебня (означивание понятий мироздания), Леви-Брюля (пралогическое мышление) и др. Данные обобщения и выводы положены специалистами «Центра ремесел» в основу модели педагогического обеспечения этнохудожественного образования средствами народного искусства. В этой модели заложено понимание традиции основанной на определении исходных причин:  аутентичных и привнесенных. Но не по факту заимствования техник, приемов, узоров, а ввиду расширения культурного пространства, представлений о возможности согласования, взаимоосуществления собственных и проникающих в культуру внешних технических элементов. И вместе с тем, расширение языковых компетенций, изменение образа жизни, трансформация среды, в целом проблема культурного развития предполагает создание практических методик и педагогических технологий, учитывающих образные реалии «внешнего» и «внутреннего» духовного мировоззренческого опыта. 

Социокультурный феномен народного искусства в сфере педагогики связан с формированием новых образовательных подходов к процессу обучения, понимания расширения педагогических технологий и классификационных реестров. Они обусловлены связью с художественной культурой и функционированием ее в структуре общественного сознания. Многомерность эстетического воспитания выступает как неотъемлемая характеристика этнохудожественной культуры.

 Понятие традиционной культуры определено особым строем природного сознания человека, относящегося к доиндустриальной эпохе, и воплотившегося функционально в этические нормы народной жизни, мудрости этнопедагогического наследия, богатстве празднично-обрядовой жизни, глубине содержания и законченности форм народного искусства. Все это неисчерпаемый кладезь духовно-культурного развития личности, что в свою очередь является залогом целостности культуры, цивилизации, мира.

Процессы, происходящие в современном обществе, способствуют «открытию» многих считающихся утраченными ранее народных истоков духовности многонациональной России. Народные традиции, составляющие основной пласт народной культуры, имеют исторические корни и в трудовом,  и в  эстетическом воспитании подрастающего поколения. Потребность же в их возрождении и развитии для малочисленных народов Севера в наше время огромна, так как в этом сконцентрирован опыт прошлых поколений.

Благодаря поддержке Правительства автономного округа и деятельности     «Центра ремесел» в конце 90–х гг. ХХ в.  стали создаваться Центры ремесел муниципальных образований, некоммерческие организации, поддерживающие народные художественные промыслы  Югры.

Комплексный подход по реализации мероприятий в сфере развития народного искусства способствует формированию интегрированных межнациональных отношений на разных уровнях, обеспечению социально-экономического и культурного развития мастеров и специалистов из числа коренных малочисленных народов.

 Широкая инфраструктура этнокультурного развития региона и межведомственное сотрудничество, которое инициирует «Центр ремёсел»,  позволили оптимизировать социально-культурную деятельность в автономном округе. Некоторые из мероприятий приобрели Международный статус и являются частью комплексной программы «Сохранение, возрождение и развитие художественных промыслов России», которую представляет Ассоциация «Народные художественные промыслы России». Так, например, Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра» как одна из форм поддержки, развития и возрождения этнотрадиций. Режим фестивальных мероприятий приобрел достаточно устойчивую форму и эффективность его для этнокультурного развития Югры, становится с каждым годом все заметнее.

 Проведенный в ноябре 2011 г. I Международный конгресс традиционной художественной культуры: проблемы фундаментальных исследований народного искусства определил  объектом  исследования  культурное  художественное  наследие,  которое  полагается  стратегической  задачей  России  и  государств  мира.  26  апреля  2007  года  в  послании  Федеральному  Собранию  Российской  Федерации  В.В.  Путин  акцентировал  внимание  на  национальных  задачах  и  национальном  богатстве.  «Национальные  задачи  –  когда  у  народа  есть  общая  система  нравственных  ориентиров,  когда  в  стране  хранят  уважение  к  родному  языку,  к  самобытным  культурным  ценностям,  к  памяти  своих  предков,  к  каждой  странице  нашей  отечественной  истории.  Именно  это  национальное  богатство  является  базой  для  укрепления  единства  и  суверенитета  страны.  Служит  основой  нашей  повседневной  жизни,  фундаментом  экономических  и  политических  отношений  …  Сегодня  крайне  важно  развивать  национальные  культуры  народов  России,  включая  поддержку  фольклорного  творчества». 

Материалы  Конгресса  включили  результаты  проводимых  ранее  научных  проектов  и  программ,  инициированных  сферами  культуры  и  высшей  школы,  проведенные  за  два  последних  десятилетия,  связанные  с  разработкой  фундаментальных  проблем  традиционной  художественной  культуры. Конгресс  обусловлен  потребностями  понимания  процессов  культурного  строительства,  создания  общественного  пространства,  в  котором  особое  значение  имеют  духовные  ценности  отечественной  и  национальных  культур.  Базовыми  принципами  национальных  культур,  перспективой  их  фундаментального  существования  и  функционирования  являются  этические  основания,  определяемые  в  структуре  мировоззренческих  контекстов  и  представленные  научными  комплексами  в  философии  искусства  и  культуры  –  онтологией,  феноменологией,  типологией,  морфологией  искусства  в  структуре  социокультурной  практики.

Одним из важных направлений деятельности «Центра ремесел»  является работа с детьми и подростками. Для детской аудитории разработаны и ежегодно реализуются мероприятия по программе «Народное искусство – детям», в которую входят «Детская летняя школа «Подворье», детские акции: «Уроки Миколы-мастера и Марьи-искусницы», Межрегиональная детская научно-практическая конференция «Промыслы и ремесла: прошлое и настоящее», программа занятости школьников «Подмастерье», детские окружные конкурсы-выставки «Подарок Деду Морозу» и «Детский сувенир Югре».

         Ежегодно проводимая «Центром ремесел» (с 2007 г.) межрегиональная      детская научно-практическая конференция «Ремесла и промыслы: прошлое и настоящее», стала традиционной как инновационная педагогическая технология в приобщении школьников к учебной и научно-исследовательской деятельности сферы народного искусства. Детская конференция рассматривается как средство формирования у детей и подростков социально значимых качеств творческой личности ребенка. Экспериментальная деятельность предусматривает проведение учащимися фиксации изделий, сбор материалов, практическую работу по изготовлению керамических сосудов, изделий из бересты, ткачеству, вязанию, вышивке и др.  Юные исследователи представляют доклады, презентации.

Приоритетным направлением «Центр ремесел» выбрал реализацию мероприятий для молодежи. В современных социокультурных условиях, характеризующихся нравственным и духовным кризисом, становится особенно актуальной важность формирования нового поколенческого мировоззрения к традиционной культуре, народным художественным промыслам и ремеслам, путем трансформации их в современные формы трансляции. Так ежегодной традицией стало проведение Молодежного антинаркотического форума искусств «Манифеста. Моральный кризис. Наркофрения.».  Выбранная форма  определяется как акция молодых художников, мастеров народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Авторы проекта выдвигают искусство как альтернативу занятости, ненавязчиво раздвигая границы восприятия подрастающего поколения, раскрывая мир народного, современного искусства и дизайна. Участниками форума являются и пациенты Окружного наркологического центра, с которыми на протяжении нескольких лет проводится комплексная работа по изучению некоторых видов художественных ремесел, удачные работы пациентов реализуются в художественном салоне и на ярмарках. Программа форума включает: выставку молодых авторов «Тради-Арт» в выставочных залах Центра ремесел и выставки-инсталляции в городской среде, «Арт-сезон творческих инициатив» с разнообразной программой творческих лабораторий и «Веселую ярмарку» с игровой программой.

Межрегиональный молодежный фестиваль искусств «Югорский перформанс» разработан и реализуется с целью большего вовлечения числа молодежи в творческие процессы. Миссией фестиваля является создание новых брендов культуры региона в пространстве диалога современного и традиционного искусства. Показ коллекций традиционной и современной одежды молодых модельеров под музыкальное сопровождение на традиционных инструментах, танцевальный перформанс, блок устойчивых традиций и современности, выставки-инсталляции, боди-арт и многое другое – далеко не все направления творчества, предложенные для приобщения молодежи к традиционной культуре, народному искусству через различные формы современного искусства и массовой культуры.

         Образовательный аспект для молодежи имеет программа «Мастер и подмастерье», в которую входятпроекты «Летние университеты» - практика, стажировка студентов и выпускников учебных заведений  и Молодежный форум искусств «АРТ-ЮГРА». Для занятости детей школьного (круглый год и в период каникул) востребованным является проект «Подмастерье», где школьники работают в художественных мастерских с мастерами учреждения.

          Комплексная работа с инвалидами, так же является одним из основных направлений деятельности «Центра ремесел»по программе «Комплексная реабилитация инвалидов средствами художественного творчества». Среди них окружной  Марафон милосердия «Дай сердцу прикоснуться сердцем», окружной конкурс «Золотых рук мастер», окружная выставка «Я – автор», окружные конференции, образовательные проекты.

Главная цель данных проектов — стимулирование развития художественных способностей людей с ограниченными возможностями, содействие развитию их творческого потенциала, привлечение их к активному участию в культурной жизни общества. По итогам работы окружных конкурсов и активной творческой деятельности решением комиссии по народному искусству Ханты-Мансийского автономного округа - Югры присвоена квалификация «Мастер народных художественных промыслов Югры» Гурину Г.Ф., Ильину В.А., Коробежкиной Т.В., Малетыч Н.Е. (г. Сургут); квалификация «Подмастерье народных художественных промыслов Югры» Соколовой Н.С., Паркаевой Е.С., Белоусовой А.Ю., Бубновой О.А., Лелюк Д.А., Валееву М.У., Андреевой Е. Г. (студия «Нескучающие ручки», г. Сургут).

Народные художественные промыслы и ремесла имеют большой потенциал по созданию дополнительных источников дохода, самозанятости населения и рабочих мест в городах, особенно в сельской местности автономного округа. Развитие народных художественных промыслов и ремесел в условиях рыночной экономики не только способствует оздоровлению социально-экономической ситуации в городах и поселках автономного округа, решать вопросы самозанятости, но и позволяет сохранить знания традиционных технологий изготовления изделий народного искусства, и воспитывать чувство гордости людей за свои культурные традиции, за свою малую родину, быть важным источником дохода жителей автономного округа, особенно сельского населения.

          Во многих национальных поселках актуальность этой проблемы связана с ускоряющейся ассимиляцией коренных малочисленных народов региона и их вовлечением в процесс глобализации в результате промышленного освоения Севера. Вследствие размывания этнической культуры и отказа от традиций и обычаев происходит деформация этнического самосознания, выраженная в невозможности адаптации к новым условиям существования. Социальным эффектом этих процессов является массовая безработица, алкоголизм, суицид, люмпенизация, а в ряде случаев – этническая нетерпимость. В этих случаях необходимым и реальным выходом из создавшейся ситуации является обращение к традиционной культуре, на основе возрождения народных промыслов, которые предоставляют возможность, не отходя от традиций, обеспечивать социально-экономическую базу существования населения, в том числе и коренных малочисленных народов Севера.

         «Центром ремесел» совместно с  Региональным некоммерческим Фондом поддержки развития народных художественных промыслов и ремесел Югры разработали программу «Развитие традиционных знаний народного искусства - содействие занятости населения», в которую вошли:

- мониторинг занятости населения автономного округа в сфере народных художественных промыслов и ремесел;

- мониторинг развития направлений народного искусства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре: настоящее время и сохранение исторически бытовавших на данной территории;

- мониторинг сырьевых запасов для развития направлений народного искусства и предпринимательства в сфере народных художественных промыслов и ремесел;

-  «Курсы повышения квалификации для безработных и незанятого населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в сфере народных художественных промыслов»;

- «Курсы повышения квалификации для безработных и незанятого населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Основы предпринимательства в сфере народных художественных промыслов»;

- «Стажировка выпускников образовательных учреждений»;

- «Надомный труд как форма развития малого предпринимательства»;

- проект «Содействие трудоустройству пожилых людей в сфере народных художественных промыслов и ремесел» на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В этом случае решаются вопросы самозанятости населения на местах, создаются новые рабочие места без больших экономических затрат.

Будучи менее экономически эффективным, в отличие добычи нефти и газа, лесозаготовок, развитие традиционных промыслов оказывает гораздо более позитивное социальное воздействие на население в долгосрочной перспективе. При грамотном, творческом подходе, занятие традиционными видами художественных промыслов может изменить к лучшему экономическое  положение сотни семей.

         Развитие народных художественных промыслов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в целом связано и с политикой развития въездного туризма, привлечения туристического бизнеса и возможностью расширения внутри районного, окружного и российского рынка продукции народных художественных промыслов. В настоящее время в автономном округе наблюдается устойчивое развитие народного искусства у коренного населения, проживающего в сельской местности, на стойбищах.

         Для повышения качества изделий народного искусства и сувенирной продукции, предотвращения утраты художественной ценности, размывания традиций, подмене исконно традиционных изделий  сотрудниками «Центра ремесел», Художественно-Экспертным Советом по народным художественным промыслам автономного округа проводится постоянная кропотливая работа с населением по сохранению локальных особенностей народного искусства, исторически бытовавших на территории автономного округа, регламентируемая Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10.08.2007 г. № 202-п «О местах традиционного бытования народных художественных промыслов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры». На протяжении последних десяти лет проходят окружные конкурсы  «Мастер года» и «Сувенир - визитная карточка округа».

         В период проведения культурных, спортивных, деловых встреч, мероприятий международного, Российского и окружного значения в  автономном округепроводятся выставки-ярмарки как одна из форм поддержки мастеров, предпринимателей сферы народных художественных промыслов.  Туристы, гости округа предпочтение отдают изделиям народного искусства, аутентичным (подлинным).

         Межведомственное сотрудничество является мощным фактором успешности этнокультурного развития автономного округа. Данный принцип является ориентирующим в социально-культурной деятельности «Центра ремесел».

 Анализ результатов действующих программ и мероприятий, проводимых в данной сфере «Центром ремёсел»  позволил обнаружить ряд взаимозависимых проблем:

- недостаточный уровень подготовки кадров, занятых в сфере народных художественных промыслов обуславливает проблему низкого качества выполнения изделий. Соответственно решение второй проблемы лежит в плоскости решения первой.

- нарушенная преемственность мастерства не может способствовать стимулированию социального заказа на изготовление изделий и потребностей в качестве и количестве их потребления.

- отсюда – отсутствие потребностей производства изделий народного искусства, и соответственно всех технологических цепочек: необходимого оборудования, материалов, сырья, что свидетельствует о неразвитости представлений о целесообразности идеи ручного производства и, соответственно, маркетинговой деятельности;

- скудость соответствующих интеллектуальных ресурсов ведет к отсутствию в учреждениях, организациях высококвалифицированных специалистов-руководителей, и это в свою очередь - неумению пользоваться имеющейся правовой базой в данной сфере.

Данные исследования показали, что проблемы сосредоточились в области обеспечения условий трансляции народных промыслов и ремесел, что требовало концептуального обоснования и проектного решения. Этим обосновывается актуальность координационной работы «Цента ремесел» в сфере развития художественных традиций народного искусства региона, которая обозначена в разработанной «Центром ремесел» Концепции развития художественного ремесленничества в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (далее Концепция).

В Концепции рассматривается ряд положений, связанных с упорядочением целей и функций ремесленного движения, определяются задачи развития ремесленничества в рамках культурной, экономической политики округа. Эти задачи должны быть решены исходя из идеи социального выравнивания, условий самообеспечения или государственной поддержки, защиты интересов ремесленников в органах государственной власти и управления.

В Концепции дано определение художественного ремесленничества, которое позволяет распространять на него нормативно-правовую базу поддержки малого предпринимательства, с выделением критериев художественного ремесленного производства. Изложенные в Концепции позиции по вопросам развития художественного ремесла позволяют решать целый комплекс проблем и в первую очередь начать разработку комплексной программы поддержки и развития художественных ремесел Югры в новых условиях.

Все это составляет убедительный базис организационно-правовой систематики, необходимой для установления отношений и долгосрочной перспективы движения. Отмечено, что необходима разработка «Комплексной программы поддержки и развития художественных промыслов и ремесел» реализация, которой позволит сохранить культурные традиции многонационального искусства Югры, расширить существующие и организовать новые художественно-промышленные мастерские по изготовлению изделий народных художественных промыслов и ремесел, сувениров. Организация специальных курсов по обучению традициям ремесленного искусства в общеобразовательных и специальных учебных заведениях, привлечение к возрождению традиционных производств мастеров-надомников в сфере народных художественных промыслов обеспечат ускорение позитивных процессов в повышении жизненного уровня населения, его адаптации к существующим рыночным условиям, восстановление утраченных и создание новых рабочих мест в данной сфере.