1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Напишите нам:

Ваше имя (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш адрес электронной почты (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш телефон (*)

Введен недействительный тип данных
Оставьте сообщение: (*)

Введен недействительный тип данных
Введите символы: (*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных



Запись на экскурсию

Ваше Имя Фамилия Отчество(*)



Ваш адрес электронной почты?(*)

Адрес электронной почты недействителен

Ваш телефон(*)

Введен недействительный тип данных

Количество человек(*)

Введен недействительный тип данных

Когда вам удобно посетить выставку?(*)


Введен недействительный тип данных

Оставьте сообщение:

Введен недействительный тип данных

Введите символы:(*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных





Концепция деятельности - 6. Типологическая структура и специфика социально-культурной деятельности Центра народных художественных промыслов и ремёсел

6. Типологическая структура и специфика социально-культурной деятельности Центра народных художественных промыслов и ремёсел 

  С 1994 года координирующую работу по возрождению утраченных, восстановлению забытых технологий, создания уникальных изделий народных художественных промыслов, их популяризацию, а также работу с индивидуальными мастерами, учреждениями, организациями, работающими в сфере народных художественных промыслов, осуществляет бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел».

Более представительной формой презентации всего комплекса мер, предпринятых «Центром ремесел» в сфере может быть структуризация его деятельности по направлениям работы. Данные направления отвечают концептуальным задачам трансляции художественных традиций региона, обеспечивающих их развитие:

     - сбор и систематизация материалов исследования художественного наследия народов Югры;

     - возрождение и сохранение народных ремёсел, бытовавших на территории округа;

 - популяризация художественных традиций народного искусства через     систему образовательных мероприятий.

Взаимосвязь этих задач выявляет  интегративный характер осуществляемых проектов. Например: программа комплексных экспедиций «Живи глубинка» или проект «Локальные особенности народного искусства Югры», их осуществление предполагает и сбор материала, и комплектование музейного фонда «Центра ремесел», и формирование экспозиционных коллекций, на основе которых проводятся многочисленные и разнообразные по тематике выставки для разных возрастных групп посетителей. Программа «Забытые ремесла» сосредоточена на возрождении существовавших в прошлом на территории  округа таких  ремёсел, как традиционная вышивка обских угров, крапивное ткачество, обработка рыбьей кожи и др. В рамках этой программы по каждому возрождаемому ремеслу проводятся и научные конференции, и практические семинары, и обучающие курсы. Результаты работы сопровождаются научно-методической и  рекламно-информационной продукцией. Этот материал, в свою очередь, является основой для популяризации этнокультурного наследия края и пособием для образовательных технологий.

СБОР И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ: Программа комплексных экспедиций «Живи глубинка», проект «Локальные особенности народного искусства Югры», проект «Словарь народного искусства Югры».

В настоящее время существует много проблем, связанных, прежде всего с исследовательской деятельностью. Крайне малое изучение состояния развития художественных промыслов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре. Необходимы описания и карты ремесел на конец  XVIII в., начало XX в. и настоящее время. Отсутствуют четкие терминологические определения технологий, предметов народных художественных промыслов и ремесел Югры, особенно исконно традиционных. Данная проблема требует особого внимания с привлечением этнографов, филологов, искусствоведов.

              Для решения этих вопросов была разработана программа «Живи глубинка», позволяющая проводить мониторинг на территории автономного округа о развитии и состоянии развития народных художественных промыслов. В основу программы входит проведение комплексных экспедиций с целью сбора информации о современных и некогда бытовавших ремеслах и промыслах народов, проживающих на территории округа, - ханты, манси, ненцев, русских, коми-зырян. В задачи экспедиционных исследований входит: описание, изучение предметов традиционной культуры, составление технологических карт, описание техники изготовления этих предметов, пополнение банка данных о технологиях, мастерах на основе бесед с мастерами, анкетирование и описание техник, в которых они работают, закуп  и дарение в фонды.

«Центр ремесел», осуществляя программу комплексных экспедиций по районам автономного округа и сопредельных с ним, продолжает изучение традиционных промыслов народов, проживающих на обследуемой территории. В ходе исследования использует методы этнографии – анкетирование, опрос, наблюдение, фотофиксация; методику описания музейного предмета, сравнительно-типологический метод, а также – методы этнопедагогики – метод наблюдения, сбор независимых характеристик, анкетирования, интервьюирования и др.

Основные направления в изучении:

- исследование социальных аспектов жизни народа в советское и постсоветское время;

- изучение традиционной материальной культуры (видео, фотофиксация, картографирование);

- сбор этнографических материалов (ханты, манси, коми-зырян, русских);

- комплектование фондов предметов материальной культуры народов Югры .

В рамках программы проведены экспедиционные исследования в Белоярском, Березовском, Кондинском, Нефтеюганском, Нижневартовском, Октябрьском, Советском, Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Изучались традиционные ремесла и промыслы народов ханты, манси, русских, коми. Собраны материалы: о ткачестве, вязании, плетении, вышивке, деревообработке, керамическом производстве русского населения; о ткачестве, вязании, плетении, обработке шкур, рыбьей кожи, бересты обских угров; о плетении, вязании, обработке шкур у коми.

Исследование развития гончарства на территории Югры. В июле2003 г. сотрудники «Центра ремесел» провели первые комплексные экспедиции по Ханты-Мансийскому району с целью исследования бытования народного искусства в населенных пунктах п. Кирпичный, д. Белогорье, п. Луговской, с. Троица.

Выяснилось, что в п. Кирпичный в 1930-е г. ссыльными переселенцами из южных районов Тюменской области – Голышмановского, Омутинского и Ишимского был построен кирпичный завод, работавший на качественных глинах. Кроме производства кирпича в гончарном цехе на заводе изготавливали посуду и предметы быта: кринки, корчаги, ладки, горшки, миски, кувшины, сковородки, «бражники». Для изготовления посуды использовали более пластичную, с меньшим содержанием песка глину с красноватым оттенком. Основателем гончарного дела был мастер Пеганов В.А., сосланный в поселок в1930 г. Гончарную посуду вывозили на продажу в г. Ханты-Мансийск и близлежащие поселения. Ранее гончарные изделия завозили из Тобольска и других мест России. В 1930-1950гг. кроме кирпича и гончарной посуды на заводе делали игрушки – свистульки («пикульки»), декоративные копилки и миниатюрную скульптуру. Скульптура покрывалась подглазурной росписью. Свистульки были лепными, а миниатюрная скульптура отливалась по форме.

За период с 2003 – 2011 гг. было проведено 9 экспедиций в п. Кирпичный Ханты-Мансийского района, исследована территория вблизи г. Нягань, в Нижневартовском, Кондинском районах на наличие разных пород глин. Собран материал по развитию гончарства начала ХХ в. в п. Кирпичный Ханты-Мансийского района, изучены фонды ТМИИ (г.Тюмень) по керамике. Полевой материал экспедиций позволил:

-  пополнить фонды учреждения предметами гончарной продукции;

- систематизировать сведения об особенностях локального бытования керамики среди народов Югры (составлена карта ресурсов керамического промысла Ханты-Мансийского автономного округа);

- начать реконструкцию древних технологий изделий из глины.  Использовались источники исследователей И.Г. Глушкова и Т.М. Захожан «Керамика эпохи поздней бронзы Нижнего Прииртышья» и др. археологов.

        Сотрудниками «Центра ремесел» собран необходимый материал о  традиционных технологиях обработки крапивы и ткачества из нее,  источники и истории исследования проблемы, проведена научно-практическая конференция «Крапивное ткачество»,  выпущен сборник статей, постоянно проводятся мастер-классы по обработке крапивного волокна.

Исследование этнографических материалов показало, что  крапивная пряжа была известна практически на всей территории проживания народов ханты и манси, исключая районы Нижней Оби, где вид обрабатываемой крапивы не произрастал. Традиция изготовления крапивных тканей была широко распространена у остяков в кон. XIX – нач. XX вв. по рр. Салыму, Демьянке, Иртышу, Конде.

Исследование по данной теме продолжаются, изучается опыт работы с крапивой других регионов и стран.

Исследование технологии вязания обских угров. Первые этнографические исследования проводились в 2003-2005 гг. на территории Берёзовского (п. Берёзово, п. Саранпауль) и Белоярского (г. Белоярский, с. Кызым, д. Пашторы) районов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры  и включали беседы с мастерами, занимающимися вязанием, фотофиксацию, описание и зарисовку вязаных изделий. Изучены вязаные изделия из коллекций местных музеев. По итогам проведен научно-практический семинар «Традиционное вязание северных народов», выпущено практическое пособие по вязанию традиционных изделий обских угров.

За последнее десятилетие восстановлены такие забытые и утраченные технологии художественных промыслов как обработка и пошив изделий из рыбьей кожи, изготовление украшений южных ханты и восточных манси кон. XIX в., плетение и ткачество циновок, археологическая керамика, круглая керамика русских старожилов и др.

На основе материалов комплексных экспедиций по территории  округа, участия мастеров и жителей округа в выставках, ярмарках выявлены направления традиционных промыслов русского населения: ткачество, вязание,  вышивка, шитье из лоскута, изготовление игрушек и кукол, кружевоплетение, роспись по эмали, металлу, резьба по дереву, кости, лозоплетение, бондарное дело,  обработка бересты.

Многолетний проект «Костюм народов Югры: реконструкция и моделирование» реализуется с2002 г. Целью проекта является изучение и реконструкция традиционного костюма народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, создание и моделирование на основе полученных материалов авторских коллекций одежды и сценического костюма.

На основе изучения экспедиционных материалов, историографии и музейных коллекций, ведется реконструкция вышитой одежды южных ханты и восточных манси, которая была утрачена в начале XX в. Мастерами «Центра ремесел» восстановлены приемы вышивки, формируется коллекция вышитой одежды северных народов (мужские и женские рубахи, мужские штаны, косынки и платки) по материалам музеев Тобольска и Санкт-Петербурга. Собирается материал о вышитых изделиях обских угров в музеях Венгрии и Финляндии, ведутся переговоры о работе в музейных фондах этих стран.

Ежегодно пополняется экспонатами коллекция «Традиционный костюм в миниатюре» разных народов – участников Международного фестиваля ремесел «Югра», в которой представлены куклы в костюмах народов ханты, манси, коми-зырян, коми- пермяков, ненцев, венгров, марийцев, удмуртов и др народов.

Исследование и демонстрация гендерных стереотипов культуры обских угров на основе моделирования традиционной производственной сферы и детского игрового пространства нашло отражение в проекте «Мир в миниатюре: гендерное пространство в традиционной культуре обских угров».  К задачам проекта относятся: сбор и обобщение информации о гендерных стереотипах и социализирующих формах традиционных игрушек в культуре обских угров; комплектование в музейный фонд «Центра ремёсел»коллекции традиционных игрушек и моделей предметов традиционно-бытовой культуры обских угров; организация и проведение выставки «Мир в миниатюре: гендерное пространство в культуре обских угров»; подготовка и издание справочно-информационных изданий и каталогов.

Продолжается сбор и обобщение информации о гендерных стереотипах в традиционных художественных промыслах и социализирующих формах традиционных игрушек в культуре обских угров.

Проект «Словарь ремесел» реализуется с2002 г. с целью создания справочного научного издания по традиционным художественным промыслам и ремеслам народов, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Задачами проекта являются изучение современного состояния традиционных ремесел и промыслов, сбор и обобщение материалов по народным художественным ремеслам (мастера, материал, технологии, локальная вариативность), анализ современного состояния традиционных промыслов и ремесел ханты, манси, ненцев, коми, русских. За время работы над проектом разработана структура словаря, определено его содержание, объем, составлены словник, подготовлены вводные статьи и статьи по отдельным главам.

В предисловии рассматриваются исторические условия ремесла (производственно-культурная сфера, понятия, методика), историко-культурные особенности традиционных художественных промыслов региона (территориальные и хронологические рамки, наследие древних культур, форма предмета, композиция и семантика орнамента), семантика орнамента, проблема художественного образа в современных промыслах. Общая часть состоит из восьми разделов, посвященных художественному текстилю, обработке бересты, кости и рога, меха, кожи и ровдуги, металла, костюмному ансамблю, работе с бисером, корнем, лозой, травой. По структуре каждый отдел общей части отражает такие составляющие технологического процесса, как перечень типов и видов изделий, видов материала, способов и орудий, применяемые для их обработки и изготовления конкретных предметов, типов и видов украшений и орнаментов. Справочный аппарат словаря содержит глоссарий на языках, алфавитный указатель, списки литературы и сокращений.

В качестве подготовительной работы над словарем и пилотного проекта в 2005 г. был издан справочно-информационный сборник, в котором приведены краткие сведения по основным направлениям художественных промыслов, существующим на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[1]. Это — работа с мехом, берестой, тканью, бисером, ровдугой, рыбьей кожей, глиной, резьба по дереву и кости, плетение из корней кедра, ткачество, вязание, вышивка. Для каждого направления дается характеристика изделий, описание приемов работы, включая орудия. Указываются народы, у которых бытуют те или иные промыслы или территориальные группы. В целом работа над словарем продолжается, готовятся иллюстративные и информационные материалы, формируется банк данных по мастерам округа и их изделиям.

Результатами исследований процессов развития традиционного народного  искусства в регионе стали научно-практические конференции и семинары, творческие лаборатории и мастер-классы, целью проведения которых было создание научно-методологических и технологических условий для возрождения практики утраченных ремесел. К участию в семинарах и мастер-классах были приглашены как народные мастера, владеющие некоторыми из утраченных технологий, так и мастер центров ремесел, домов творчества, центров национальных культур, этнографы, учителя, студенты и др.

ВОЗРОЖДЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ. Цикл научно-практических мероприятий в рамках программы «Забытые ремесла».

 Целью программы «Забытые ремесла», реализуемой с 2002 г.,  является сбор, обобщение и анализ информации об утраченных и забытых на сегодняшний день ремеслах и промыслах народов Югры, а также практическая работа. Ежегодно организуются научно-практические конференции, семинары, творческие лаборатории, по итогам которых выпускаются методические пособия.  В реализации мероприятий программы «Забытые ремесла» привлечены ученые, историки, этнографы, искусствоведы, специалисты музеев, народные мастера. 

Вышивка южных ханты, восточных манси. В 2002 г. было начато изучение основных приемов вышивки обских угров, которая была утрачена в начале XX в. В ходе изучения, удалось восстановить такие способы как руть ханч, севем ханч, ханда ханч. К настоящему времени в «Центре ремесел» создана коллекция вышитой одежды: женские и мужские рубахи, порты, платки, рукавицы. Реконструкция одежды выполнена мастерами по образцам музейных коллекций Тобольска и Санкт-Петербурга и полевым материалам А.А. Богордаевой, зафиксированные на святых местах северных ханты (Шурышкарский р-он, ЯНАО).

С2003 г. регулярно проводятся мастер-классы, образовательные программы по традиционной вышивке обских угров. Собранный научно-исследовательский, практический, методический материал по вышитой одежде и крапивному ткачеству открывает перспективу для новой жизни возрожденных технологий и локально выраженных их особенностей в художественном текстиле.

Вязание обских угров.  Один из старейших народных промыслов – вязание из шерстяных нитей на спицах, который был широко распространен у северных народов Югры, но забыт. Сотрудники «Центра ремёсел» инициировали движение за сохранение данного ремесла. Материалы полевых этнографических исследований позволили установить бытование традиции в Березовском, Белоярском и Октябрьском районах, а также зафиксировать  в  вязаных изделиях  отходы от традиций по форме, цветовому сочетанию  в декорировании, вывязывания резинки. Собраны образцы орнаментированных вязаных изделий, проведены научно-практические семинары, мастер-классы с целью обучения традиционному вязанию.

Крапивное ткачество. С2002 г. ведутся исследования по традиционному ткачеству и плетению, как коренных народов региона, так и русских, коми. Сотрудниками «Центра ремесел» проводилась работа по сбору необходимых материалов обработки крапивы и ткачества из нее, научное изучение источников и истории исследования проблемы.

В2002 г. прошла первая научно-практическая конференция «Крапивное ткачество». В дальнейшем ежегодно проводились региональные научно-практические конференции «Ткачество, вышивка финно-угорских народов», в рамках которых были организованы выставки, творческие лаборатории и мастер-классы по вышивке южных ханты, восточных манси, марийцев, вепсов. За небольшой период проведено более десяти обучающих семинаров для педагогов дополнительного образования, специалистов и мастеров на территории округа, где исторически бытовало данное ремесло.

К 2003 году был закончен первый этап исследования, что позволило провести II научно-практическую конференцию и выпустить сборник материалов работы  по сбору и систематизации обнаруженных источников бытования данного ремесла на территории Ханты-Мансийского автономного округа. Материалы конференций обусловлены постановкой тех вопросов, которые возникают при обращении к народному культурному наследию и выдвигают на первый план проблемы и принципы становления научных и творческих подходов для формирования методического обеспечения художественно-технологического комплекса прикладных искусств.

Результатами проводимых исследований стали выставки, научно-практические семинары (2003 г.) и конференции (2004, 2005), по итогам которых были подготовлены и изданы сборники материалов[2].

Обработка рыбьей кожи.  С 2001 года Центр народных художественных промыслов и ремёсел проводит научно-исследовательские и прикладные работы по изучению и восстановлению технологии обработки рыбьей кожи.

Исследование этнографического материала показало, что  верхняя одежда из рыбьей кожи бытовала в начале XX в. у приобских ханов.Для манси одежда из рыбьей кожи не столь характерна. В настоящее время в музейных коллекциях сохранились лишь отдельные предметы, изготовленные из рыбьей кожи. Сведения по технологии  обработки кожи рыб также немногочисленны. Технологии обработки рыбьей кожи различались, что исследователям объясняется конвергентным развитием этой традиции.

В течение 2002-2003 гг. было проведено три научно-практических семинара, мастер-классы с участием народных мастеров, владеющих данной технологией, посвященных обработке рыбьей кожи. По итогам научно-практических семинаров издано методическое пособие[3], в котором представлены исследовательские материалы по обработке рыбьей кожи у народов Сибири, описания традиционной технологии обработки кожи, применяемой ханты, и музейных предметов из фондов «Центра ремесел» и Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. Текст проиллюстрирован фотографиями, сделанными во время проведения творческих лабораторий и мастер-классов. Данное пособие адресовано сотрудникам и мастерам центров ремёсел, домов творчества, этнографам, реставраторам, сотрудникам музеев, искусствоведам и др. специалистам в области культуры и образования.

       Сотрудниками «Центра ремесел» разработана программа по реконструкции древнего гончарства, бытовавшего на территории Югры. Реализация  проекта предполагает работу в несколько этапов:

1. научно-исследовательский:

- изучение опубликованных исследований археологов по реконструкции древних технологий керамики, археологических находок;

- изучение музейных коллекций керамики.

2. Экспериментальный:

- исследование технологических возможностей состава  глины на территории автономного округа;

- освоение навыков работы по формообразованию сосудов, использование древних способов гончарства;

- изучение способов и видов декорирования;

- овладение навыками нанесения декора, на практике освоение всех видов обжига.

3.Трансляция и создание новых форм и изделий на основе древней керамики:

- проведение выставок, участие в фестивалях;

- обучение древним технологиям гончарства;

- создание коллекций для музейных фондов;

- создание новых изделий на основе формообразования древних сосудов.

         Для специалистов стоят и другие вопросы, на которые сегодня не найдено ответов: использование сосудов во время проведения ритуалов, для приготовления пищи в быту, в праздники, расшифровка узоров на сосудах и т.д.

Возрождению, сохранению и трансляции традиционных ремёсел содействуют различные мероприятия этнокультурной жизни региона.  Например, окружной конкурс «Семья мастеровая», который прошёл в рамках проведения Международного проекта «Город мастеров» в2008 г., выявил  творческие семьи, сохранившие культуру многих поколений и преемственность традиций народного искусства.

Так, с 2002 г. регулярными стали научно-практические конференции «От ремесла к искусству», которые проводятся раз в два года в рамках Международного фестиваля ремесел финно-угорских народов «Югра».Целью конференции является обсуждение вопросов о современном состоянии народных художественных промыслов и ремесел в регионах России и странах зарубежья, Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, разработка предложений, способствующих их сохранению, поддержке и развитию. На конференции рассматриваются вопросы оптимизации форм государственной поддержки народных художественных промыслов в рамках региональной политики; основные направления современного развития народных художественных промыслов и ремесел; современное состояние традиционных промыслов финно-угорских народов; научные подходы к изучению традиционных промыслов и ремесел; современное декоративно-прикладное искусство финно-угорских народов. По итогам конференции издаются научно-методические сборники[4].

Обучение и ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ. Экспо-программа с использованием фондовых коллекций. Программа презентаций художественных технологий в форме «мастер-классов». Проект «Арт-терапия» в рамках реабилитационной  программы для инвалидов.  Детская программа «Подворье». Програама занятости для школьников «Подмастерье». Курсы повышения квалификации «Народные художественные промыслы Югры».

«Центр ремёсел» реализует обширную экспозиционно-вставочную программу с использованием фондовых коллекций, которые регулярно пополняются на основе экспедиционного материала и реконструкции предметов народного искусства мастерами. Музейный фонд состоит из основного фонда, научно-вспомогательного и временного, экспериментального, детского. В основном фонде выделяются такие коллекции, как «Традиционный костюм», «Береста», «Рыбья кожа», «Ткачество», «Деревообработка», «Традиционные куклы», «Предметы рукоделия обских угров», «Прялки», «Вышитые полотенца», «Керамика», «Меховая мозаика» и др.).

На основе предметов музейного фонда  проводятся регулярные выставки, как в выставочных залах Центра ремесел, так и выездные, организуемые в регионах России и за рубежом.

Наиболее  популярными темами экспозиций стали такие как: «Традиционная одежда обских угров», «Музыкальные инструменты обских угров», «Народные художественные промыслы Югры», «Жертвенные покрывала обских угров», «Подарок Деду Морозу», «Кладовая ремесла» и др. Посетители проявляют огромный интерес к традиционной культуре народов, проживающих на территории автономного округа.

Показ коллекций сопровождается особой формой экскурсионной деятельности, требующей специальной драматургии «включения» зрителей в образ традиционной культуры. Увеличивается число желающих попасть на выставку с экскурсией.

В экспозиции проекта «Мир в миниатюре: гендерное пространство в традиционной культуре обских угров» представлены традиционные игры и игрушки, в которые играли и до сих пор играют девочки и мальчики разных этнических групп народов, проживающих на территории Югры. В традиционной культуре обских угров существовало четкое разделение пространства на женскую и мужскую часть, что проявлялось как в религиозной и бытовой, так и в производственных сферах. В процессе социализации дети постигали пространство через призму сложившихся гендерных стереотипов, предполагавших четко обозначенные границы мужской и женской деятельности. Наиболее ярко это проявилось в традиционных игрушках, с помощью которых моделировался окружающий взрослый мир.

         Рассматривая гендерные стереотипы, авторы проекта понимают их, как часть этнических стереотипов, т.е. определенным образом организованного опыта передающегося в процессе социализации. Реализация данного проекта  в экспозиционно-информационном направлении послужила основой для разработки ряда выставок с экскурсиями. Так в октябре 2005 года впервые представлен театрализованный проект «Взрослый мир в миниатюре» с использованием коллекции кукол в традиционных костюмах обских угров (г. Хайфа, Израиль). Разработана ежегодная образовательная программа для детей школьного возраста:

- «Уроки Миколки-мастера» - знакомство с мужскими ремеслами народов Югры;

- «Кладовые Марьи-искусницы» - знакомство с женскими ремеслами и рукоделием.

Продолжается сбор и обобщение информации о гендерных стереотипах в традиционных художественных ремеслах и социализирующих формах традиционных игрушек в культуре обских угров.

Экспозиция «Свадебный уголок жениха и невесты»основана на материалах исследования по проекту «Локальные особенности развития традиционной культуры народов Югры». На этой выставке демонстрируется этнографический комплекс костюмов жениха и невесты казымских ханты и другие предметы быта. В ходе функционирования выставки используется метод моделирования, применяемый в этнопедагогике. Для достижения поставленных целей и решения задач данных проектов используется комплексный подход, основанный на методах этнографии, этнопедагогики и этнопсихологии.

         Фонды «Центра ремесел» пополняются в результате проведения конкурсных мероприятий среди взрослых мастеров и детей, обучающихся традиционным ремеслам. Разработана экскурсионная программа на основе  традиционно-ежегодной окружной выставки-конкурса «Подарок Деду Морозу».  В экспозиции выставки представлены работы учащихся  от 5 до 16 лет, занимающихся в творческих объединениях и кружках: театры моды, батик,  флористика, изобразительное искусство, резьба по дереву, роспись по дереву, вышивка бисером, бисероплетение, лоскутная мозаика, скульптура, мягкая игрушка, художественная вышивка, лепка, традиционное вязание, обработка бересты. В программе выставки экскурсия с элементами игры и конкурсов «Костюм Деда Мороза». В творческой лаборатории «Чудеса свершаются» дети и взрослые под руководством мастеров «Центра ремесел» обучаются своими руками делать новогодний сувенир.

          Совместно с театром Куклы и Актера «Теремок» возрождена традиция кукольного балагана «Петрушка», применены новые формы работы в социальных проектах в решении серьезных молодежных проблем - театр кукол, куклотерапия. Театрализованные ярмарочные программы «Веселая ярмарка», «Скоморошьи потехи»привлекают большое количество горожан и гостей на уличных мероприятиях. Обрядовые программы «Ярилины игрища», «Осенины» и другие проекты знакомят с обрядовыми календарными праздниками на Руси, с традициями художественных ремесел старожильческого населения края. Работа мастеров народных промыслов совместно с актерами интересна и полезна не только зрителям, но и для повышения творческого роста  мастеров.

Программа презентаций художественных технологий в форме «мастер-классов». Максимально эффективной формой популяризации художественных технологий народных ремесел признана та, которая обеспечивает доступность каждого посетителя к получению навыков ремесла и  привлекает внимание большого количества гостей и жителей города. Обширная экспо-программа «Центра ремёсел», разрабатывается во взаимодействии с  Правительством Ханты-Мансийского автономного округа с учётом органичной связи с общими мероприятиями Департамента культуры в целях развития семейного, детского и молодежного туризма на территории Югры.  Народное искусство Югры было представлено во многих регионах России, а также зарубежом: Франции, Америке, Финляндии, Венгрии, Китае, Болгарии.

Тема сотрудничества с инвалидами в сфере НХП стала одной из сложной и не менее важной в работе «Центра ремесел». Проведенная научно-практическая конференция и исследование вопросов занятости инвалидов в данной сфере показали, что привлечение этой категории населения к традиционным промыслам и ДПИ проходит в округе неравномерно. Сотрудники «Центра ремесел» оказывают методическую помощь студиям, организациям, работающим с мастерами и художниками инвалидами. Ежегодным стал окружной конкурс для мастеров с ограниченными возможностями здоровья «Золотых рук мастер», выставка «Я – автор». В сфере народных художественных промыслов с 2004 по 2009 гг. действовал ежегодный окружной конкурс мастеров-инвалидов «Золотых рук мастер».

С каждым годов увеличивается число участников окружного конкурса «Мастер года»,  целью которого является выявление и продвижение самобытных, творчески работающих мастеров округа, создание высокохудожественных уникальных этнически узнаваемых изделий.  Победители в номинациях «традиционное искусство» и «декоративно-прикладное искусство» награждаются путевкой участника Международного фестиваля ремесел финно-угорских народов.

Для популяризации народного и декоративно-прикладного искусства на территории округа постоянно организуются тематические, событийные, персональные, передвижные выставки. Мастера принимают участие в региональных, всероссийских, международных выставках, ярмарках и фестивалях. Ежегодными стали научно-практические конференции, семинары и творческие лаборатории, работа которых нацелена на совершенствование мастерства, поддержки и сохранение промыслов и ремесел народов Югры.

Наиболее обширная программа презентаций художественных технологий реализуется в рамках комплексных мероприятий  - Международных фестивалей финно-угорских народов. Традиционно каждый  Международный фестиваль ремёсел финно-угорских народов включает: программу международной научно-практической конференции «От ремесла к искусству»,  мастер-классы, конкурс мастеров, турмаршрут, экспо-программу.

Режим фестивальных мероприятий приобрел достаточно устойчивую форму и эффективность данного мероприятия для этнокультурного развития Югры становиться с каждым годом все заметнее.

Успешный практический опыт «Центра ремесел» в сфере осуществления проектов культуры и образования по популяризации художественных традиций позволяет говорить об их востребованности в молодёжной среде и обеспечении преемственности поколений. Это, в первую очередь, - проведение мероприятий, направленных на детско-юношескую аудиторию с целью трансляции традиционных технологий, а также содействия приобретению умений и навыков в художественных ремеслах.

         Созданные условия для мотивации художественного творчества меняют качественный и количественный состав аудитории интересующихся профессиональным и самодеятельным искусством сфере ремесел, декоративно-прикладного искусства и дизайна одежды, способствуют продвижению молодежного искусства Югры на Российский и международный рынок культуры.


[1] Народные художественные промыслы Югры / Авт.-сост. О.Д. Бубновене. Ханты-Масийск: Полиграфист, 2005. 20 с

[2] Крапивное ткачество: Сборник тезисов II научно-практической конференции. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2003. 48 с.

[3] Обработка рыбьей кожи. Методическое пособие. Ханты-Мансийск - Екатеринбург: «Зёбра», 2004. 32 с.

[4] От ремесла к искусству. Сборник тезисов научно-практической конференции II Международного фестиваля ремесел финно-угорских народов «Югра-2002». Ханты-Мансийск, 2002. 64 с.; От ремесла к искусству. Материалы научно-практической конференции, 15-17 июня 2004 г. Ханты-Мансийск, 2005. 126 с.; Материалы IV Международного фестиваля ремесел финно-угорских народов «Югра-2006». 1-8 июня 2006.  Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. - 84 с.