1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Напишите нам:

Ваше имя (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш адрес электронной почты (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш телефон (*)

Введен недействительный тип данных
Оставьте сообщение: (*)

Введен недействительный тип данных
Введите символы: (*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных



Запись на экскурсию

Ваше Имя Фамилия Отчество(*)



Ваш адрес электронной почты?(*)

Адрес электронной почты недействителен

Ваш телефон(*)

Введен недействительный тип данных

Количество человек(*)

Введен недействительный тип данных

Когда вам удобно посетить выставку?(*)


Введен недействительный тип данных

Оставьте сообщение:

Введен недействительный тип данных

Введите символы:(*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных





Концепция деятельности - 9. Диагностика художественно-педагогических процессов в сфере народных промыслов и ремёсел Югры.

9. Диагностика художественно-педагогических процессов в сфере народных промыслов и ремёсел Югры.

Для диагностики нами была составлена таблица, указывающая на соответствие деятельности Центра с  параметрами составляющих ресурсной базы социально-культурной деятельности. Основанием являются разработки МГУКИ. Данную таблицу мы предлагаем рассматривать в качестве оценочного листа для экспертизы деятельности Центра с оценочной шкалой в 10 баллов.

Характеристика деятельности Центра как совокупности составляющих ресурсной базы:

Составляющие ресурсной базы

Деятельность Центра

1.

Нормативный ресурс – массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в процессе социально-культурной деятельности.

 

организация нормативно-правового поля в сфере народных художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийского автономного округа – Югры[1] на правах государственного Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», координирующего работу в данной сфере.

2.

Кадровый ресурс– номенклатура специалистов, отвечающих по своим характеристикам назначению (набору функций) организации и обеспечивающих качество производимого культурного продукта (благ и услуг), а так же технический и вспомогательный персонал.

 

Организация коалиционного поля[2] взаимодействия специалистов  различных отраслей знания в области этнокультурного развития  региона: историков, этнографов, культурологов, искусствоведов, психологов, педагогов, мастеров-ремесленников и т.п.

Центр располагает как внутренним кадровым ресурсом, который определяется его структурно-организационными характеристиками, так и потенциалом внешних связей, которые упрочились в ходе совместных этнокультурных проектов.

3.

Финансовый ресурс – бюджетное и внебюджетное финансирование, а также другие источники, использование которых не противоречит действующему в РФ законодательству.

Поддержка новой инвестиционной политики финансирования[3]  использование многоуровневого (нормативного, содержательного и социально-компенсационного) бюджетного финансирования; участие в целевых программах Правительства округа; опыт привлечения дополнительных средств для реализации этнокультурных проектов учреждения, ориентированного на инновационные решения в социально-культурной сфере.

 

4.

Материально-технический ресурс – специальное оборудование, имущество и инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности.

 

Сосредоточение основных фондов материально-технической базы для обеспечения сферы развития ремесленной деятельности в округе: музейный фонд (1426 ед. хр.); сувенирный салон;  технопарк, включающий ремесленный инвентарь мастерских  (деревообрабатывающей, гончарной, текстильной) и инженерно-строительный объект, которое значится (по проекту) как архитектурный комплекс с прилегающей территорией (11 тыс. кв.м.).       

5.

Информационно-методический ресурс – совокупность средств и способов организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров в области социально-культурной деятельности.

 

Организация информационного поля состояния сферы народных промыслов и ремесел финно-угорских народов, посредством регулярных мероприятий российского и международного масштаба. Сосредоточение банка данных обеспечена результатами работы специалистов отдела мониторинга,  и научно-исследовательского отдела, осуществляющих составление и редактирование справочно-информационной и методической литературы по традиционному народному искусству, издаваемой в округе. Информационно-творческие мощности обеспечены качеством  материальных носителей информации (собственные издания, музейно-экспозиционные материалы), организованной системой мастер-классов, а так же уровнем  квалификационной компетентности специалистов.

6.

Социально-демографический ресурс – совокупность физических лиц, которые проживают на территории конкретного региона, различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам, представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально культурной деятельности, либо потенциальную ее аудиторию.

Обеспечение процессов культурной политики поддержки коренных народов Севера, сохранение многослойности пластов этнокультурного наследия народов Югры.

Привлечение лучших мастеров из числа коренных представителей национальных промыслов и ремесел к организации инфраструктуры развития народного искусства в округе.

Организация открытой системы  трансляции традиционных технологий художественных ремесел через их популяризацию среди широкого круга населения региона, включая детей дошкольного возраста, школьников, студентов  и других учащихся, а так же через обучение  ремеслам всех желающих.

Обеспечение доступности объектов этнокультурной инфраструктуры для инвалидов-ремесленников.

Расширение числа субъектов этнокультурной деятельности за счет привлечения семей-носителей художественных традиций.

7.

Морально-психологический ресурс– совокупность принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников социально-культурной деятельности, основанных на  совпадении их интересов и доброй воли.

 

Обеспечение толерантности  поликультурного  сообщества народов Югры через сохранение принципов самобытного уклада развития традиционных ремесел, который предполагает благополучие корпоративного морально-психологического климата по аналогии:

-         камерный характер ремесленной деятельности, где один мастер сопровождает всю технологическую линию, отсюда ставка на тщательность, добросовестность, личную и профессиональную ответственность за социально-культурный продукт;

-         существование народных промыслов в форме домашних ремесел означает раннее овладение ремеслом и преемственность традиций по гендерному признаку, отсюда уважительное отношение к труду другого человека, признательность за его посильный вклад в общее дело;

-          семейственность бытования художественных традиций означает обстановку привязанности и общность интересов, отсюда   атмосфера корпоративного единения, где приветствуются профессиональные династии;

-         обучение художественной традиции основывается на практике подражания образцу, идеалу ремесленного труда и сопровождается богатым фольклорным эпосом, который учитывает весь этнопедагогический  потенциал народной этики, отсюда пиетет перед исконно народным искусством и авторитетом мастера, а так же использование  гуманистических ценностей каждого этноса как составляющих художественно-педагогической микросреды многонационального коллектива.

 

 

Данные компетенции являются основанием интеграции всей системы этнохудожественного образования округа со структурой «Центра народного искусства» как гарантией научно-методологического обеспечения образовательного процесса на основе традиционной культуры народов Югры. А так же позволяет рассматривать  «Центр народного искусства» в качестве ресурсной базы этнокультурного развития округа.


[1] см. главу 2.п.2 «Нормативно-правовая основа регулирования сферы художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры».

[2] Широко распространенный на Западе метод коалиции, когда вокруг наиболее острых проблем объединяются усилия представителей разных научно-педагогических коллективов. 

[3] суть явления состоит в том, что оно производится не по факту существования социально-культурного учреждения, а по содержанию его деятельности, его вкладу в организацию оптимального жизнеустройства региона с учетом перспектив его развития.