1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Напишите нам:

Ваше имя (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш адрес электронной почты (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш телефон (*)

Введен недействительный тип данных
Оставьте сообщение: (*)

Введен недействительный тип данных
Введите символы: (*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных



Запись на экскурсию

Ваше Имя Фамилия Отчество(*)



Ваш адрес электронной почты?(*)

Адрес электронной почты недействителен

Ваш телефон(*)

Введен недействительный тип данных

Количество человек(*)

Введен недействительный тип данных

Когда вам удобно посетить выставку?(*)


Введен недействительный тип данных

Оставьте сообщение:

Введен недействительный тип данных

Введите символы:(*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных





Отчет и Резолюция IX Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра - 2016» - II этап: 10 – 13 июня 2016 г. по маршруту Урай – Половинка, Кондинский район

ТРАДИЦИОННАЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА  составляет звено национальной традиции, интегрированное в общественное пространство в виде материальных и нематериальных форм и обеспеченное: институциональной и нормативно-правовой основой, отвечающей законам Российской Федерации, обеспечивающей право народов и человека на знание своей истории, языка, культуры; ремесленно-экономическим активом, в котором намечена и решается проблема занятости населения в различных секторах практики; методико-образовательной составляющей, воспроизводящей и укореняющей базовые архетипы народного искусства в ментальности современного человека на всех уровнях образовательной системы; научной базой, обращенной к философско-мировоззренческому содержанию традиций, реализуемых в дисциплинарных секторах – художественно-историческом (искусствоведение и архитектурная наука),  историко-культурном (истории, археологии, этнографии, культурологии, эстетики); художественно-технологическом секторе (производственно-материальное оснащение процесса творчества); организационно-художественном, где существующая система центров материального и нематериального наследия в виде традиционно оформленных в ХХ в. в особые системы промысловых центров, театров, творческих коллективов и ансамблей и др. дополняются интенсивно развивающимися новыми формами, связанными как с планами отраслевого регулирования в сфере культуры, так и с общественными творческими инициативами.

Реализуемая миссия традиционной художественной культуры в фестивальной программе II этапа под общим названием «Река – Ремесло – Жизнь» ставила целью проведение программных мероприятий на площадках и определяла цели и задачи фестивального движения «ЮГРА – 2016», сформированная Центром народных художественных промыслов и ремесел Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как стратегического направления отраслевого развития и межотраслевого сотрудничества в указанной области.

В программе II этапа осуществлены следующие мероприятия:

  1. Научно-практическая конференция "Живые традиции ремесла в искусстве" (63 участника);
  2. Научные семинары для руководителей и методистов центров ремесел (2 семинара);
  3. Детская интерактивная программа «Подворье» (17 занятий);
  4. Выставки: окружной конкурс-выставка "Юные подмастерья", "Невелика диковинка" участников фестиваля (2);
  5. Международный конкурс мастерства по номинациям народного искусства (13 номинаций).

I. Научно-практическая конференция проводилась с участием специалистов ведущих российских академических и вузовских центров и региональных учебных заведений (МГУКИ, МГХПА имени С.Г. Строганова, ЮГУ, СГПУ и др.), а также представителей региональных  Центров ремесел  Тюмени, Екатеринбурга, Пермского края, Сахалинской области и муниципальных образований автономного округа Сургута, Лянтора, Белоярского,  Агана Нижневартовского района, осуществляющих работу по планам перспективного развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В работе конференции, проходившей 13 июня было заявлено 63 доклада по трем основным направлениям:

1. Теория и история развития народного искусства, вопросы позиционирования и подачи произведений народного искусства в экспозиции;

2. Опыт работы организаций и отдельных мастеров по сохранению, воспроизводству и популяризации традиций, ремесел и промыслов;

3. Опыт преподавательской деятельности в области традиционных и современных ремесел и промыслов.

На конференции были обсуждены следующие вопросы:

– основные направления современного развития народных  художественных промыслов и ремесел коренных народов в России и зарубежных стран;

– основные направления работы организаций, чья деятельность, в той или иной мере связана с художественными промыслами;

– основные формы передачи опыта традиционных промыслов в современный период;

– современное состояние и развитие традиционных промыслов коренных народов мира;

– научный подход к изучению традиционных промыслов и ремесел;

– оптимизация форм государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел в рамках региональной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

– формы работы центров ремесел с социально незащищенными слоями населения, безработными.

         Методологическая часть конференции была представлена тремя  докладчиками. Важными и полезными сведениями с участниками конференции поделились ученые Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова. Мария Майстровская – известный в России экспозиционер, доктор искусствоведения, профессор кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна, действительный член Российской Академии естествознания, член ВАК – представила интереснейший опыт зарубежной и отечественной практики экспонирования предметов декоративно-прикладного и народного искусства.

Кандидат философских наук, доцент кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна Нина Ганцева рассказала о программах научных исследований в аспирантуре и диссертационном совете МГХПА имени С.Г. Строганова, пригласив мастеров и педагогов продолжать свои исследования в аспирантуре.

         Борис Мальбахов, доктор искусствоведения, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, профессор МГХПА имени С.Г. Строганова (Кабардино-Балкария, г. Нальчик, Москва) представил наиболее развитые направления искусства Северного Кавказа: ювелирное и оружейное дело, насечку серебром по твердым породам дерева, золотную вышивку и плетение циновок из рогоза.

          Ученые высоко оценили этнографические исследования самой юной участницы научно-практической конференции 14-летней Снежаны Изюмовой – воспитанницы Центра дополнительного образования города Урая. Ей рекомендовано продолжить изучение ремесленных традиций обских угров: искусства обработки рыбьей кожи и меха.

         Во втором направлении прочитаны доклады, представляющие анализ опыта в области изучения, реконструкции, воспроизводства навыков ремесленной и промысловой деятельности в традиционной и современной культуре. Практическую значимость для развития ремесленных технологий в Югре имеют исследования в области археологической керамики, найденной на территории округа (О.И. Белогай), сравнительный анализ качества глины на территории Кондинского района (С.И. Лебедева), обзор традиционных технологий изготовления войлока (А.Ф. Долганова) и опыт популяризации войлочных изделий (В.Д.Скляр), изучение приемов обработки рыбьей кожи и меха (С.Е. Изюмова), опыт сохранения росписи традиционной славянской писанки (Ж.Г.Щербакова) и другие.

         Конференция стала площадкой по обмену опытом преподавательской деятельности в области традиционных и современных ремесел и промыслов. Тематика не теряет своей актуальности, год от года вопросы преподавания, обучения и подготовки молодых подмастерьев и мастеров вызывают все больше внимания и интереса.

         Полезный опыт работы с детьми и молодежью представила Н.В. Хисанова (г.Лянтор), об обучении детей посредством игрового театра рассказала А.Л. Изюмова (г. Урай), опытом передачи традиционных технологий ткачества детям и подросткам посредством мастер-классов и курсов обучения поделилась А.А. Редакова (г. Сургут), о многоступенчатой программе обучения детей и подростков вышивке и традиционных русских швах говорила Н.С.Фомичева (п. Звездный, Пермский край).

         В целом, VIII Научно-практическая конференция «Живые традиции ремесла в искусстве» показала, что вопросы изучения, сохранения и использования в современной культуре художественных промыслов и традиционных технологий особенно актуальны в связи с процессами этнической и социальной идентификации и самоидентификации, активно происходящими в нашей стране. Все больше художников и мастеров возвращаются к своим культурным и этническим корням, обращаясь от современного декоративно-прикладного искусства к народному искусству и традиционным технологиям или гармонично используя техники и технологии народного искусства в современном дизайне, развивая и обогащая тем самым свое творчество и воспитывая зрителя.

Впервые в работе конференции приняли участие учащиеся школ и колледжа г. Урая. Этот опыт оценен как положительный. А ввиду озвученных тем: значимости использования на протяжении ста последних лет современной зарубежной и российской модой народной традиции в костюме; также впервые намеченного вопроса о связи технологического и художественно-пластического эволюционирования Приуральской и Зауральской бронзы и др. - значительно расширяется сфера научного взаимодействия российских научных школ и региональных центров – в данном случае с «Центром народных художественных промыслов и ремесел»  Ханты-Мансийского – Югры, что является принципиально новой формой межотраслевого сотрудничества.

II. Научно-теоретические и научно-практические семинары для руководителей и методистов центров ремесел были подразделены на 2 темы.

          В семинаре "От исследования до коллекции"  были представлены методики исследования, реконструкции на основе археологических и этнографических артефактов.

         "Костюм женщины эпохи бронзы Казахстана", руководитель  – Эмма Усманова, ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при Карагандинском  государственном университете им. академика  Е.А. Букетова, ведущий научный сотрудник «Национального историко – культурного природного музея – заповедника «Улытау» (г. Караганда, Республика Казахстан). Археолог представила результаты 20-летнего исследования археологического костюма андроновской культуры, следы которой археологи находят и на территории Югры. Тема исследования костюма в археологическом контексте прозвучала впервые.Время не сохранило костюм во всех «модных» подробностях, нет его полногообраза, и, наверное, пока он не может быть «оживлен» во всей своей бывшей красе.Однако сохранившиеся части декора одежды являются все-таки представительной частью погребального инвентаря в захоронениях эпохи бронзы степных культур. Благодаря чемукостюм подлежит, пусть частичной, но реконструкции, с некоторой степенью его визуальноймоделизации. К теме реконструкции костюма, прежде всего, располагают археологические находки, характер которых самый разнообразный от ювелирного декора до различного рода предметов одежды. Э. Усманова остановилась на проблемах, трудностях конструкции платья. Находки текстиля и других материалов единичны, и весьма фрагментированы.Основным источником для восстановления женского костюма служит предметное содержание погребального обряда (главным образом, украшения, иногда фрагменты материалов).

         Исследование археолога основано на материале женских головных уборов и украшений и перекликается с выставочным проектом «Невелика диковинка», который открылся в рамках Фестиваля и стал его украшением. В центре внимания выставки - головные уборы и украшения разных народов. Семинар и выставка ярко проиллюстрировали отличия и сходства культурных традиций разных этнических групп.

Тема костюма была продолжена выступлением Ольги Бубновене "Некоторые вопросы исследования этнографической музейной коллекции - вышитая одежда обских угров ХIX - начала XX вв." Ею представлен материал по исследованию и технологии изготовления вышитой одежды обских угров, проведена систематизация и определена связь с историей этносов с древности до этнографической современности по уникальным археологическим и этнографическим источникам. Были подробно освещены научные подходы и структура сбора сведений об изучаемом предмете, этапы исследования локальных особенностей вышитого костюмного комплекса народов ханты и манси ХIX начала XX вв.: конструкция, приемы художественной вышивки, семантики узоров. Представлена классификация  вышитой одежды, головных уборов, поясов, обуви обских угров: по видам; материалам; конструкции; способам декорирования; орнаментальным композициям и знакам; колористическим решениям (предпочтениям). Обозначены проблемные вопросы, которые требуют дальнейшего исследования, это, во-первых, отсутствие информации о детской вышитой одежде; во-вторых, незначительная информация об обрядовых предметах и ритуальном костюмном комплексе в целом; семантике вышитых знаков, композиций, ленточных узоров (существуют разночтения по описанию знаков, орнаментов исследователей и современного прочтения носителями культуры) и др. На примере восстановленной коллекции вышитой одежды автор исследования показала, как этнографический материал может стать основой современной авторской одежды.

В работе семинара "Традиционный костюм" предполагалось рассмотреть костюмные комплексы: локальные особенности русского костюма Архангельской области, некоторые особенности костюма русского населения западной Сибири, а также коренных народов Севера ханты и манси.  Руководитель Сергей Глебушкин, коллекционер, преподаватель МГУКИ (г. Москва) участникам семинара «Северный русский костюм»  представил результаты этнографической, научно-исследовательской, методической деятельности 30 летнего собирания традиционного костюма регионов России. Состоялся обмен научным и художественным опытом в области традиционного костюма русского населения России, его конструкции, локальных особенностей пошива и декорирования. Обсуждались проблемы реконструкции народного русского костюма Сибири, проанализированы попытки регионов в восстановлении традиционных комплексов одежды русского населения (переселенцев и старожилов). Практически не осталось вещественных источников-предметов одежды, восходящих к первым двум векам существования русской культуры на сибирской земле. Русский костюм, в его архаичном  виде давно ушел из жизненной практики.

Цель и задачи семинаров в целом определены текущими потребностями отрасли и связью их с перспективным планированием деятельности в различных институциях. Это отвечает задачам многих регионов.

         III. Детская интерактивная программа «Подворье» (17 занятий) – для детской аудитории, семейного посещения, гостей г. Нижневартовска  мастерами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, субъектов Российской Федерации проведены 10, 11 и 12 июня мастер-классы. 17 мастеров из числа участников фестиваля провели мастер-классы для детей Урая, в том числе и семьи - Гришкины (мама с дочкой), Поянкины (бабушка с внучкой). Обереги для дома и семьи, глиняные игрушки и свистульки, традиционные текстильные куклы, росписи урало-сибирская и городецкая, славянские писанки, плетение поясов, набойка на ткани – эти и другие направлениям народных промыслов и декоративно-прикладного искусства мог освоить каждый желающий. Отмечено, что подобное мероприятие востребовано жителями города. Посетило более 250 человек, из них 20 взрослых.

         IV. Выставки и презентации регионов – "Невелика диковинка", "По ремеслу и промысел", выставка-конкурс "Юные подмастерья", презентации Сахалинской, Самарской областей продемонстрировали особенности и усилия регионов по сохранению традиций и их современному осмыслению. В результате обсуждения презентаций были сформулированы предложения о сотрудничестве между регионами в области восстановленных технологий и промыслов коренных народов мира: "Обработка рыбьей кожи Сахалина и Югры"; "Плетение ковров (циновок) из рогоза адыгов и обских угров" и др.

         Выставка "Невелика диковинка" дополнила программу научно-практических семинаров по реконструкции украшений головы и волос на основе археологических и этнографических артефактов мастеров Центра ремесел Ханты-Мансийска, регионов Российской Федерации и зарубежья.

         Впервые в рамках фестиваля проведен окружной конкурс детских работ "Юные подмастерья", который продемонстрировал результаты работы мастеров, педагогов дополнительного образования с детьми и подростками.

         С музее также была представлена выставка "По ремеслу и промысел" участников конкурса профессионального мастерства Уральского федерального округа "Славим человека труда!" 2015 г. в отрасли "Народные художественные промыслы". Многие из участников этого конкурса продолжили состязаться и на Международном конкурсе мастерства Фестиваля – это мастера из Тюменской, Свердловской областей, Ханты-мансийского автономного округа - Югры.

               V. В программе Международного конкурса мастерства по утвержденным номинациям приняло участие 79 мастеров из 9 регионов Российской Федерации: Ненецкого автономного округа,  Пермского края, Самарской, Свердловской и Сахалинской областей, городов Тюмени, Екатеринбурга, Нарьян-Мара, г. Южно  – Сахалинска. Ханты-Мансийский автономного округа – Югры представляли 16 муниципальных образований: города - Ханты-Мансийск, Урай, Сургут, Нефтеюганск, Лянтор, Белоярский, Пыть-Ях, Советский, Лангепас, Междуреченский; районы -  Белоярский, Березовский, Сургутский, Кондинский, Октябрьский, Нижневартовский.

   Международные конкурсы мастерства проходили по 13 номинациям. Участники конкурсов мастерства могли заявиться на 4 – часовой конкурс, чтобы попробовать свои силы по программе конкурсапрофессионального мастерства Уральского федерального округа «Славим человека труда!» в отрасли «Народные художественные промыслы», а также в 12 – часовом состязании по фестивальной программе.

         Конкурс 2016 г. в целом показал улучшение качества создаваемых изделий, технологическое совершенство и высокий художественно-образный строй. В частности, жюри  приняло беспрецедентное решение о присвоении первых мест изделиям из глины, бересты, дерева, кожи; валянию, традиционному костюму, ткачеству. Результаты конкурса определились следующим образом (см. таб.).

Таблица

Результаты конкурса мастерства IX Международного фестиваля коренных народов мира "Югра - 2016"

№ п/п

Номинация конкурса

Решение жюри

1.

«Лучший мастер по керамике»

Подноминация "Традиционная игрушка"

1 местоПолихач Ирина Юрьевна (г. Урай, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Пятаченко Дилара Асраровна (пгт.Талинка, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

 

«Лучший мастер по керамике»

Подноминация " Гончарство"

1 место – Шевченко Инна Валерьевна  (г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);

2 место – Кобец Иоланта Сергеевна (г. Ханты-Мансийск,Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

 

«Лучший мастер по керамике»

Подноминация "Лепная керамика"

1 местоЛебедева Светлана Ивановна - сп. Половинка, Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Пастернак Лариса Петровна (г. Нягань, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);

          2 место - Слепенькина Евгения Анатольевна (г. Урай, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).

2.

«Лучший мастер по вышивке»

1 место – Фомичева Надежда Сергеевна (п. Звёздный, Пермский край);

2 место Качанова Марина Викторовна (гп. Междуреченский, Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Куликова Светлана Куюновна (г. Южно-Сахалинск), Турута Валентина Леонтьевна (г. Лянтор, Сургутский район, Ханты- Мансийский автономный округ – Югра);

3 место – Мыгун Альбина Павловна (г. Южно-Сахалинск)

3.

«Лучший мастер по традиционному вязанию»

1 место – Костина Людмила Николаевна (п. Полноват, Белоярский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

4.

«Лучший мастер по валянию шерсти»

1 место - Скляр Татьяна Викторовна (с. Спасское, Самарская область), Долганова Альбина Федоровна (г. Советский, Советский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

5.

«Лучший мастер по художественной обработке кости»

1 место – Иванова Эльвира Курманхалиевна (г. Тюмень);

 3 место – Симкин Вячеслав Евгеньевич (г. Ханты - Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

6.

«Лучший мастер по национальному костюму»

1 место – Бастаева Олимпиада Юрьевна (г. Лянтор, Сургутский район,  Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Иванова Людмила Борисовна (д. Вата, Нижневартовский район,Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Кочнева Ольга Владимировна (г. Советский, Советский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Маковецкая Наталья Васильевна (г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Фирсова Ирина Кузьминична (г. Белоярский,Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Шиянова Галина Токчевна (г. Ханты-Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);

2 место –Бобова Ирина Петровна – (г. Ханты – Мансийск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Матвеева Ольга Викторовна (г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Ярсомова Альбина Лазаревна (с. Угут, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);

3 место - Куликова Светлана Куюновна (г. Южно-Сахалинск), Мыгун Альбина Павловна(г. Южно-Сахалинск), Палей Светлана Владимировна (г. Лянтор, Сургутский район,  Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

 

«Лучший мастер по национальному костюму»

Подноминация

"Традиционное украшение"

1 место – Коробешкина Татьяна Викторовна (г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Малетыч Наталья Емельяновна (г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра);

2 место – Ильин Владимир Анатольевич (г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра)

7.

«Лучший мастер по художественной обработке бересты»

1 место – Варова Наталия Александровна (г. Ивдель, Свердловская область), Фиськов Владимир Михайлович (с. Усово, Сладковский район, Тюменская область);

2 место – Варов Алексей Борисович (г. Ивдель, Свердловская область), Тарасова Галина Александровна (г. Урай, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра)

8.

«Лучший мастер по художественной обработке дерева»

1 место – Лукьянчиков Сергей Константинович (г. Нягань, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра), Сопочин Станислав Семенович (д. Русскинская, Сургутский район, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра);

2 место – Левкун Вадим Викторович (п. Ноглики, Сахалинская область);

3 место – Лиходед Андрей Ильич (г. Екатеринбург, Свердловская область), Сайнахов Александр Дмитриевич (г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Синицын Александр Иванович (г. Нягань, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра)

9.

«Лучший мастер по художественной обработке меха, кожи (животных, рыб)»

1 место – Обирина Анжела Егоровна (г. Лянтор, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра), Павлова Надежда Федоровна (г. Сургут, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра), Хамидуллин Шайдулла Анварович (г. Тобольск, Тюменская область);

2 место – Сопочина Валентина Леонидовна (д. Русскинская, Сургутский район, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра);

3 место – Гришкина Надежда Алексеевна (д. Тугияны, Белоярский район, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра), Ибрагимова Ирина Явдатовна (г. Сургут, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Неттина Ираида Григорьевна (г. Белоярский, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Ярсомова Альбина Лазаревна (с. Угут, Сургутский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра).

10.

«Лучший мастер по плетению из растительных материалов»

1 место – Кошкина Алла Борисовна (г. Нефтеюганск, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра);

2 место – Зарубина Лилия Юрьевна (г. Лянтор, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра)

11.

«Лучший мастер по ткачеству»

1 место – Новокшонова Елена Саввовна (гп. Междуреченский, Кондинский район, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра), Редакова Анастасия Анатольевна (г. Сургут, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра), Шестакова Лариса Владимировна (г. Урай, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра);

           2 место – Клиперт Галина Николаевна (г. Лангепас, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра), Мосеева Анна Викторовна (г.Тюмень), Поянкина Наталья Кононовна  (г. Пыть-Ях, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра),

3 место – Гусева Галина Григорьевна (г. Урай, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра), Пырьева Лариса Искандаровна (г. Урай, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра)

 

12.

«Лучший мастер по лоскутному шитью»

1 место  – Гайнуллина Елена Зинуровна (г. Лянтор, Сургутский район, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра), Щербакова Жанна Геннадиевна (г. Сургут, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра)

13.

«Лучший мастер по росписи»

1 место - Конюхова Наталья Ивановна (г. Урай, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра), Селиванова Олеся Александровна (г. Екатеринбург), Скрыпник Ольга Ивановна (г.п. Талинка, Октябрьский район, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра),

3 место – Партута Ирина Юрьевна (г. Урай, Ханты -Мансийский автономный округ – Югра), Нестерова Инна Александровна (г. Тюмень)

   

Председатель жюри конкурса Мальбахов Борис Хасанович - доктор искусствоведения, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик, Кабардино – Балкарская республика.

В составе жюри работали ведущие эксперты и искусствоведы России:

  • Майстровская Мария Терентьевна - доктор искусствоведения, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова, действительный член Российской Академии естесствознания, член ВАК, г. Москва;
  • Ганцева Нина Нестеровна - кандидат философских наук, МГХПА им. С.Г. Строганова,г. Москва;
  • Глебушкин Сергей Анатольевич – коллекционер, преподаватель МГУКИ, г. Москва;
  • Усманова Эмма Радиковна - ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при Карагандинском  государственном университете им. академика  Е.А. Букетова, заслуженный работник культуры Республики Казахстан, ведущий научный сотрудник «Национального историко – культурного природного музея – заповедника «Улытау», г. Караганда, Республика Казахстан;
  • Бубновене Ольга Дмитриевна – директор  БУ ХМАО – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры, член Союза художников РФ, член Союза дизайнеров РФ, г. Ханты - Мансийск, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра;
  • Акулов Антон Александрович - директор МБУ "Историко-культурный центр "Старый Сургут", г. Сургут, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.

         Впервые членами жюри введены специальные призы "Успешный дебют" и "Гран - При" международного конкурса мастерства.

         Решением жюри международных конкурсов мастерства были присуждены:

Специальная награда жюри «ГРАН - ПРИ»:

Шабурова Светлана Германовна (п. Звездный, Пермский край) в номинации «Лучший мастер по валянию шерсти».

         Специальная награда жюри «Успешный дебют»:

Поянкина Мария - 12 лет (г. Пыть - Ях, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра).

           Вместе с тем Жюри конкурса отмечает ряд явлений, связанных с отступлением от традиций и отсутствием понимания возможностей творческого переосмысления участниками конкурса эволюционирования традиции.

          Причиной можно считать отсутствие во многих регионах художественно-практической концепции народного искусства в системе профессионального образования, серьезного искусствоведческого обеспечения, отсутствия единства специалистов в понимании масштабов научной и научно-методической значимости феномена народного искусства как уникального национального явления. Анализ результатов  обеспечения изданиями, пособиями также показал катастрофическую нехватку не только фундаментальных изданий, но и стандартных методических пособий. Также в это связи следует отметить отсутствие пособий для системы дополнительного образования.

      VI. Освещение работы фестиваля в СМИ

         В рамках IX Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра-2016» 11.06.2016 г. (в ККЦК «Юность Шаима», г.Урай, площадь Первооткрывателей) состоялась пресс-конференция, посвященная программным мероприятиям Фестиваля, целям и задачам фестивального движения, его проблематике.

 

В пресс-конференции приняли участие спикеры:

  1. Бубновене Ольга Дмитриевна – директор фестиваля, директор, бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», Заслуженный деятель культуры ХМАО – Югры, член Союза художников РФ, член Союза дизайнеров РФ, президент Ассоциации народных художественных промыслов и дизайна, г. Ханты–Мансийск, Ханты – Мансийский автономный округ – Югра;
  2. Мальбахов Борис Хасанович - председатель жюри, доктор искусствоведения, профессор Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Беркетова, г. Нальчик, Кабардино-Балкарская Республика;
  3. Майстровская Мария Терентьевна - доктор искусствоведения, профессор кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова; действительный член Российской Академии естествознания; член Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ, г. Москва
  4. Ганцева Нина Нестеровна - кандидат философских наук, доцент кафедры Истории и теории декоративного искусства и дизайна Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, г. Москва
  5. Усманова Эмма Радиковна - ведущий научный сотрудник Сарыаркинского археологического института при Карагандинском университете им. академика Е.А. Букетова; ведущий научный сотрудник Национального историко-культурного и природного заповедника-музея «Улытау», Заслуженный работник культуры Республики Казахстан, г. Караганда, Казахстан.

         Представители окружных и муниципальных средств массовой информации, принявшие участие в пресс-конференции:

ГТРК «Югория» - Маковецкая Н., Ручкин.Н., Тимиргалиев В. (Ханты-Мансийск);

ОТРК «Югра» - Осколкова А., Муратов И. (Ханты-Мансийск);

Окружная газета «Новости Югры», Информационно-аналитический интернет-портал UgraNews Тимофеева А. (Урай);

Объединенная редакция национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» - Ользина Р. (Ханты-Мансийск);

Телерадиокомпания «Спектр+» - Нюткин А. (Урай).

         Вместе с названными журналистами на IX Международном фестивале ремесел коренных народов мира «Югра-2016» работали представители следующих средств массовой информации:

Газета «Знамя» - Камаева А., Дмитращук Н., Валиева Р., Моисеева А., Андреева М. (Урай);

Телеканал «Норд» - Толмачева Н., Графский Л., Косьянов А. (Югорск)

Газета «Кондинский вестник» - Мамонтова Л. (Кондинский район);

МУП ИИИЦ «Евра», Телепрограмма «Конда» - Деткина С. (Кондинский район);

Городская газета г. Толятти «Площадь свободы» - Панина Ж. (Урай).

         Информационные материалы о IX Международном фестивале ремесел коренных народов мира «Югра-2016» размещены в муниципальных, региональных и федеральных средствах массовой информации, на официальных сайтах органов власти, в том числе Министерства культуры РФ, Депкультуры Югры, официальных порталах муниципальных властей округа, сайте Филиала ВГТРК «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Югория», сайте «Финноугория», официальном портале органов государственной власти Тюменской области,  сайте «Областной газеты» (Свердловская область), сайте ГБУК ЯНАО «Окружной дом ремесел», сайте газеты «Московский комсомолец», АиФ, ТРК «Югра», газеты «Новости Югры», сайте объединенной редакции национальных газет Ханты ясанг и Луима сэрипос, «РИЦ Югра», сайтах Камчатского центра народного творчества, Регионального информационного агентства «Регионы России», Гильдии межэтнической журналистики НАЦИОНАЛЬНЫЙ АКЦЕНТ, Некоммерческой Ассоциации «Поволжский центр культур финно-угорских народов», Центра традиционной народной культуры Среднего Урала, Информационно-образовательной сети коренных народов «Льыоравэтльан», Консультативного комитета финно-угорских народов и других информационных ресурсах.

 

ФЕСТИВАЛЬ ПРИНЯЛ СЛЕДУЮЩУЮ РЕЗОЛЮЦИЮ:

  1. Обсужденный на Фестивале опыт сотрудничества с региональными и зарубежными партнерами (Казахстана, Узбекистана, Киргизии) представить общественности в виде предложений о совместной деятельности в рамках программ сотрудничества стран ШОС в области культуры и искусства.
  2. При формировании Международной «Конвенции сохранения традиционной художественной культуры» предложить для обсуждения следующие разделы: а) мировоззрение в традиционной культуре и его нравственные основы как фундамент в способах разрешения конфликтов в обществе; б) культурно-политические инструменты взаимодействия этносов и национальностей мира; в) программы взаимодействия – стратегия регионального и международного сотрудничества в понятии «этос живой культуры».
  3. Необходимо обратить серьезное внимание на отсутствие научных и научно-методических средств и кадров высшей квалификации в среде образования (прежде всего специальности народной художественной культуры и соответствующих специализаций, а также искусствоведения);
  4. Предусмотреть разработку компонента традиционной культуры в Стандартах гуманитарных специальностей и разделах блока ГСЭ в федеральном и региональном компонентах в образовательных программах всех уровней;
  5. В среднем общем и дополнительном образовании создать программы изучения народного искусства ведущими специалистами-практиками на основе межотраслевых интересов, целей и задач при непосредственном курировании предмета «Центром народных художественных промыслов и ремесел» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
  6. Предусмотреть на региональных уровнях выделение финансовых средств для повышения квалификации и обучения в ведущих специализированных учебных заведениях мастеров, управленцев, методистов, специалистов в области классического искусствоведения (Институт живописи, скульптуры, архитектуры – СПб, МГХПА им. С.Г.Строганова, МГУ им. М.В.Ломоносова, Уральский государственный университет и другие ведущие вузы);
  7. Рассмотреть на уровне нормативно-правового обеспечения взаимодействие учреждений культуры и образования с целью обеспечения доступа к музейным фондам для мастеров, студентов, аспирантов, научных сотрудников и ввести в устав музеев порядок работы с данными категориями посетителей;
  8. Считать целесообразным создание в музеях постоянных экспозиций по материалам регионального народного искусства для организации образовательной и просветительской деятельности, воспитания нравственности, гражданственности и патриотизма;
  9. С целью обмена опытом, оперативного распространения информации создать информационный портал «Живые традиции культуры в искусстве»;
  10. Подготовить предложения по планированию и проведению в округе мастер-классов ведущими художниками декоративно-прикладного искусства и дизайна, авторитетными искусствоведами СПб ГХПА им. Барона  Штиглица, МГХПА им. С.Г.Строганова, МГУ им. М.В.Ломоносова, Уральского государственного университета, РАХ, РАН, РАО и других ведущих организаций и приглашенными современными дизайнерами зарубежья;
  11. Обратить внимание на отсутствие продуманной деятельности Союза Художников Российской Федерации отделения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры секции народное искусство и ввести в состав комиссии по народному искусству Союза Художников Российской Федерации, курирующего Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, руководителя «Центра народных художественных промыслов и ремесел» г. Ханты-Мансийска как обеспечивающего долгосрочную стратегию развития народного искусства коренного населения и других народов региона;
  12. Существующие методы в организации досуга и туризма характеризуются часто непродуманностью, упрощенностью, методологическими просчетами в подходах. Содержание традиционной культуры искажается за счет неквалифицированного использования методов социокультурной реализации. Низкая квалификация оскорбляет национальные чувства коренных народов;
  13.  Для решения вышеперечисленных проблем, вопросов и задач и на основе разрабатываемой принципиально новой модели межотраслевого сотрудничества расширить перечень полномочий Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» и ходатайствовать перед Министерством культуры Российской Федерации о придания ему статуса экспериментальной площадки, актуального и для других российских регионов. Рекомендовать Правительству Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры ускорить строительство нового здания Центра и принять соответствующую новую концепцию Центра, предложенную Международным конгрессом традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства и рассмотренную на проведенной конференции и научном семинаре;
  14. В структуре новой модели «Центра народных художественных промыслов и ремесел» предусмотреть лицензирование образовательных услуг, в том числе повышение квалификации и переподготовки кадров;
  15. Под кураторством «Центра народных художественных промыслов и ремесел» и при участии ведущих специалистов создать программу издательской деятельности, предусматривающую публикацию следующих серий: «Народное искусство Югры для школьников», «Искусство и технология коренных малочисленных народов Севера»; «Коллекции народного искусства Югры и других регионов России (каталоги, монографии, сборники статей и т.д.)»;
  16. Скорректировать принципы грантовой политики региона в области традиционной культуры с учетом профессиональной компетенции грантосоискателей независимо от национальной принадлежности;
  17. Необходимо создать в сетке ежедневного телевещания программу, посвященную вопросам истории региональной культуры и искусства, творчеству отдельных мастеров и т.д., а в ежедневных печатных изданиях соответствующие рубрики.
  18. Считать цели и задачи Фестиваля полностью выполненными и рекомендовать: начать подготовку следующего Х Фестиваля,  опубликовать проектные основы Конвенции для общественного обсуждения; подготовить проекты международного и межрегионального сотрудничества в избранной области в срок до января 2017 г.

 

16.07.2016

Директор Фестиваля                                                 О.Д. Бубновене

Руководитель жюри

Международного конкурса мастеров                           Б.Х. Мальбахов

Руководитель научно-

практической конференции                                        М.Т. Майстровская

 

 

 

 

 

 

 

 

Видеоматериалы

Возвращенное ремесло

 

   Незабытые традиции

 

 Секреты бабушкиного сундука