1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Напишите нам:

Ваше имя (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш адрес электронной почты (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш телефон (*)

Введен недействительный тип данных
Оставьте сообщение: (*)

Введен недействительный тип данных
Введите символы: (*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных



Запись на экскурсию

Ваше Имя Фамилия Отчество(*)



Ваш адрес электронной почты?(*)

Адрес электронной почты недействителен

Ваш телефон(*)

Введен недействительный тип данных

Количество человек(*)

Введен недействительный тип данных

Когда вам удобно посетить выставку?(*)


Введен недействительный тип данных

Оставьте сообщение:

Введен недействительный тип данных

Введите символы:(*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных





Фестивальное движение народного искусства коренных народов мира «Югра»

Департамент культуры Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел»

Фестивальное движение народного искусства коренных народов мира «Югра»

Информационно-справочное издание

г. Ханты-Мансийск  2012

УДК 371

ББК 74.200.585.8Б

Бубновене О.Д. Фестивальное движение народного искусства коренных народов мира. 2012. 22 с., 12 ил.

Рецензенты:

В.Б. Кошаев – профессор, доктор искусствоведения, заместитель декана по науке и инновациям факультета искусств МГУ имени М.В.Ломоносова, профессор каф. СОТИ факультета искусств МГУ имени М.В.Ломоносова, г. Москва

К.Е. Илауски – заместитель директора по науке и организационно-правовой работе Учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», г. Ханты-Мансийск

Печатается по решению Научно-методического совета бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел». Протокол № 5.

Ответственный за подготовку серии О.Д. Бубновене, директор бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел».

Информационно-справочное пособие «Фестивальное движение народного искусства коренных народов мира» издается по итогам проведенных Международных фестивалей ремесел коренных народов мира «Югра». Содержание пособия ориентировано на расширение компетенций руководителей  и специалистов учреждений культуры, педагогических кадров,   мастеров и  художников  народных художественных промыслов и направлено на углубление и систематизацию знаний, необходимых для изучения, сохранения и развития народного искусства коренных народов регионов России и зарубежных стран.

ISBN 978-5-98143-188-3                                                                       © Бубновене О.Д.

 

Фестивальное движение народного искусства коренных народов мира

Народные художественные промыслы представляют собой неотъемлемую часть традиционной культуры и занимают особое место в жизни и истории Югры, являются условием для сохранения духовности российского потенциала, фундаментом, почвой, на которой произрастает древо современной культуры. Сохранение этой важной части культурного наследия лежит в плоскости стратегических интересов общества и является важнейшей государственной задачей.

В экономически нестабильное время, в период дискредитации духовно-нравственных ценностей народа и утраты гражданской идентичности наиболее актуальным для сохранения национального единства становится понимание консолидирующей силы народного искусства.

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры уделяет большое внимание сохранению богатого культурного наследия коренных малочисленных народов Севера – народам ханты и манси, представителям финно-угорской языковой группы, других народов.

Яркое самобытное традиционное искусство коренных жителей Югры – это визитная карточка не только Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, но и страны. Оно отражает богатый духовный мир обских угров, его тесную связь с природой, таинственный мир красоты древних традиций и обычаев. Истоки многих аутентичных направлений традиционного искусства уходят в глубокую древность и до сих пор сохраняются в виде домашних ремесел. Однако этот богатый пласт культуры округа не подвергался специальному изучению и исследованию.

В настоящее время традиционная культура коренных малочисленных народов Севера претерпевает ряд изменений, обусловленных антропогенными и техногенными факторами, происходит ассимиляция хантов и манси и их вовлечение в процесс глобализации в результате промышленного освоения региона. Вследствие размывания этнической культуры и отказа от традиций и обычаев происходит деформация этнического самосознания, выражения невозможности адаптации к новым условиям существования. Социальным эффектом этих процессов является массовая безработица, алкоголизм, суицид, люмпенизация, этническая нетерпимость. Происходит утрата навыков и самого ремесла. С исчезновением локальных групп населения исчезли уникальные художественные ремесла, такие как вышивка южных ханты и восточных манси, художественная обработка кости, кожи рыб и другие. Необходимым и реальным выходом из сложившейся ситуации является обращение к традиционной культуре на основе возрождения народных промыслов, при помощи которых  возможно обеспечить социально-экономическую базу существования финно-угорских народов.

Одной из форм поддержки возрождения и развития  традиционного искусства является проведение Международных фестивалей ремесел финно-угорских народов «Югра», а с 2012 г. – Международного фестиваля ремесел коренных народов мира (далее Фестиваль). Движение международного сообщества можно считать уникальным явлением в культуре этносов.

Под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, при поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Министерства культуры Российской Федерации, Международный фестиваль ремесел «Югра» традиционно фестиваль проводится с 2000 года в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с периодичностью один раз в два года.

Миссия фестиваля - объединять усилия по возрождению и развитию лучших традиций художественного ремесленничества коренных народов России и зарубежья.

Организаторами выступают Департамент культуры и искусства автономного округа, бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел».

 Организационный партнер – Региональный некоммерческий фонд поддержки и развития народных художественных промыслов и ремесел.

Фестивальное движение поддержали спонсоры: ООО «РН-Юганскнефтегаз», ООО «Кода Лес», ОАО «ЛУКойл-Западная Сибирь», ЗАО «Башнефть», ОАО «ТНК-ВР Менеджмент», «Салым Петролиум Девелопмент Н.В.», ОАО «НГК «Славнефть», ООО Ханты-Мансийский банк, Комитет по внешним связям Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Музей геологии, нефти и газа, Музей Природы и Человека, СМИ и др..

Главной целью фестиваля является создание условий и обеспечение преемственности поколений на основе сохранения и популяризации национальных традиций и культуры коренных народов мира.

Возрождение забытых ремесел в настоящее время имеет не только национальную, но и культурную международную значимость. К работе  мероприятий Фестиваля  приглашены  исследователи Российской Федерации и зарубежных стран - историки, этнографы, искусствоведы, культурологи, лингвисты различны, занимающиеся проблемами культурной инфильтрации, а так же руководители и специалисты учреждений культуры,  мастера и художники, творческие союзы, члены Правительства, представители власти муниципальных образованийиз Венгрии, Канады, Финляндии, Эстонии, Сербии, Монголии, Киргизии, Казахстана, Карелии, Республик Удмуртии, Коми, Пермяцкого края, Мордовии, Марий-Эл, Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Архангельской, Московской, Ленинградской, Тюменской, Свердловской, Новосибирской, Томской, Челябинской и др. областей

 Фестиваль способствует формированию новых организационных форм поддержки жизнеспособности народных художественных промыслов и ремесел, мастеров и объединений, подверженных в настоящее время разрушающему воздействию миграционных, урбанистических и других процессов.

В программе фестиваля предусмотрены: научно-практические конференции, научно-практические семинары, школа молодого руководителя, международные конкурсы мастеров по номинациям, выставки-ярмарки изделий народного искусства регионов участников, мастер-классы по технологиям ремесла, детская интерактивная программа «Подворье».

 Благодаря проведению научно-практических мероприятий создаются условия для систематизации и введения в научный оборот новых материалов исследований, продолжение экспедиционных исследований, расширение источниковой базы, реконструкция технологий прикладного искусства, методическое наполнение практических мероприятий (выставок, мастер-классов), издание материалов. Фестивальная площадка дала возможность объединить научный и практический потенциал  в решении проблем возрождения и сохранения утративших и забытых художественных промыслов регионов России. Так на протяжении 12 лет сотрудниками «Центра народных художественных промыслов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее Центр ремесел) проводились исследования, реконструкция приемов утраченной вышивки северных народов ханты и манси шерстяными нитями. В настоящее время восстановлено девять комплексов одежды кондинских ханты и манси, коллекции: украшений из бисера конца XIX начала  XX вв., археологической керамики Обь-Иртышья,  металлических нашивок и украшений, технологии обработки рыбьей кожи и многое др.

С каждым годом укрепляется  и повышается  мастерство участников Фестиваля, качество изделий. Объединив усилия,  достигаются заметные результаты в сфере возрождения и разви­тия лучших традиций ремесленничества коренных народов Рос­сии и зарубежных стран. Организация и проведение Фестивалей способствует воспитанию чувства гордости населения за свою малую родину, формированию толерантного отношения к традициям и обычаям других народов, влечет за собой оздоровление социально-экономической ситуации в городах и поселках автономного округа. Сегодня творчество мастера ценится так же высоко, как произведение любого художника, музыканта, писателя или архитектора. Но достижение творческих высот возможно лишь при овладении основами ремесла и глубоком понимании традиций народного искусства, умении мастера использовать особые приемы в творческой работе для выражения задуманной художественной идеи, сохраняющей традиции национальной  культуры.

Постоянным местом проведения конференций, семинаров, творческих лабораторий конкурсов стал теплоход «Римский-Корсаков», который следовал по рекам Сибири Обь и Иртыш. Народное искусство, мастерство художников и мастеров, экскурсии по творческим лабораториям и выставкам фестиваль транслировались в 25 территориях Западной Сибири.За период проведения фестивалей участниками стали 6.817 чел., посетило – более 90.000 чел. из разных стран мира и регионов России.

За 12 лет истории  фестивального движения проведены 8 научно-практических конференций, 15 научно-практических семинаров, 169 мастер-классов для детей и 667  – для разновозрастной аудитории. Народное искусство коренных народов экспонировалось на 42 выставках, создан музей традиционного искусства финно-угорских народов.

Y Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра – 2008» проходил во время масштабных международных мероприятиях – саммита Россия –Евросоюз и Y Всемирного конгресса финно-угорских народов. Это стало событием не только для международной общественности, но и для жителей Ханты-Мансийского автономного округа. Фестиваль «Югра – 2008» и «Город мастеров» открывал Министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев. На площади экспонировались выставки, бойко шла торговля на ярмарке, мастера искусно работали «на станке», соревнуясь между собой.

Фестиваль посетили и первые лица финно-угорских стран: Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев,  Президент Финляндии Тарья Халонен с супругом Пентти Араярви, Президент Венгрии Ласло Шойом, Президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес с супругой Эвелин Ильвес, губернаторы регионов России, министры культуры финно-угорских республик Российской Федерации. Д.А. Медведев познакомил высоких гостей с родовыми обрядами хантыйских семей, которые в чумах демонстрировали традиционный уклад стойбищных хантов, ремесло. Женщины и девушки плели на станках национальные ковры из камыша и травы, украшали бересту, шили из меха, вышивали бисером, плели пояса и многое другое, мужчины и юноши изготавливали ловушки для ловли рыбы, нарты, резные крюки для люльки, резали из дерева игрушки, помогали отцам. В выставочных павильонах мастера из разных регионов России и автономного округа представляли лучшие изделия народного и декоративно-прикладного искусства: керамику, вязаные изделия, расписную посуду, лоскутные одеяла и игрушки, украшения из металла и многое другое,

 Мастера с гордостью демонстрировали свои изделия, охотно делились секретами мастерства. Президент Российской Федерации высоко оценил работу «Центра народных художественных промыслов и ремесел» комплексную работу по возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры народов Югры. Одобрены были Д.А. Медведевым и перспективы по развитию сферы народных художественных промыслов, в частности, строительство нового этно-культурного ремесленного комплекса на берегу Иртыша в г. Ханты-Мансийске.

Международные мероприятия привлекли пристальное внимание журналистов российских и зарубежных средств массовой информации – более пятисот представителей масс-медиа работали в дни их проведения.

На YI Международном фестивале ремесел финно-угорских народов впервые были вручены пять премий Губернатора мастерам за сохранение и развитие народных художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Фестиваль является местом обмена опытом и обучения мастеров, детей, а также руководителей. Благодаря насыщенной комплексной программе мероприятий организаторами решены некоторые проблемы и достигнуты определенные успехи: укрепились лучшие традиции народного искусства коренных народов; сформировались и постоянно реализуются новые организационные формы поддержки жизнеспособности народных художественных промыслов и ремесел, мастеров и объединений; расширяются инновационные практики учреждений культуры округа с другими регионами; укрепилось сотрудничество между странами, регионами, городами, организациями; сохранены и развиваются семейные традиции художественного мастерства; повысилась культура представления мастера и мастерства, качество традиционных изделий мастеров, на основе которых, формируется эстетический вкус населения; подписаны соглашения о сотрудничестве в научно-исследовательских и практических освоениях народных промыслов и ремесел с Финляндией, Словакией, Сербией, Тюменской областью, г. Салехард ЯНАО, г. Сургут, Республика Коми (г. Сыктывкар) и др. регионами.

Фестивальное движение по городам и селам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  способствовало дальнейшему развитию таких направлений традиционного искусства как вышивка южных ханты и восточных манси, вязание обских угров, гончарство, художественная обработка кожи рыб, бересты, ткачество и плетение из травы и другие. Руководители студий, творческих объединений, мастерских получили знания и практические навыки работы  в творческих школах: «Берестяной мир», «Школа руководителей организаций сферы народных художественных промыслов», «Творческая лаборатория по актерскому мастерству», школа социальных инициатив «Полет Стерха», которые оказали неоценимую помощь в их работе.   

В муниципальных образованиях автономного открылись Центры ремесел в п. Аган Нижневартовского района и г. Мегионе.

Работу фестивалей освещали телекомпании, газеты, журналы, радиостанции. Около 50 сюжетов, программ, отдельных фильмов, передач выпущено в эфир  редакцией финно-угорских и тематических программ ОТРК «Югра» «Северный дом», «Финно-угорский мир». Разработаны информационные циклы «Портретные сюжеты» о мастерах, сохраняющих традиционное искусство этносов. В работе Фестивалей принимают участие журналистов. По итогам работы публикуются дневники фестиваля, очерки о мастерах, учреждениях и т.д.

 

Информация подготовлена по отчетам

«Центра народных художественных промыслов и ремесел»

 г. Ханты-Мансийск.

 

 

Значение Фестиваля

Шестой  Фестиваль ремесел финно-угорских народов, прошедший в 2010 году – яркое событие в Российской культуре. Его значение заключено в том, что ремесло, как часть повседневной жизни,  остается основным условием сохранения особой специфической ментальности народа.  Представление о духовной самобытности и моральных смыслах, взаимоотношений народа с другими народами скреплено вещественными источниками – орудиями производства и созданными с их помощью предметами материального круга: постройками, охотничьим оружием, музыкальными инструментами, украшениями, текстилем, посудой, всем, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, но дают человеку возможность овладеть понятиями целостности жизни, ее высоким духом общей цели жизни, миропонимания, переживания, эстетического и этического ощущения цели и событий. Труд приводит человека к пониманию экологии, рациональности, достаточности в использовании ресурсов природы, внутреннего равновесия, гармонии, ощущению общего единства народов.

Важно, что современный народный мастер является не только носителем родового опыта и памяти своей семьи и своего народа. Его отличает владение общими знаниями из областей археологии, этнографии, искусствоведения, педагогики, и поэтому новый общественный статус ремесла, основанный на исторических выводах о закономерностях культуры, являются результатом соединения конкретного опыта и законов научной реконструкции.

Основы ремесла и промысловых задач ручного технологического опыта способствовали некогда возникновению и развитию архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, некоторых направлений изобразительного искусства. Ручной предметный мир является идеальным средством воспитания, соединяющим сенсорные, сензитивные резервы памяти с эмоциональным переживанием и формированием абстрактного мышления, необходимого для опыта общественного созидания. В значительной степени именно народное искусство является условием сохранения духовности российского потенциала, и по сути оно является индикатором и запускает остальные процессы духовного опыта.

  Эта особенность связана с тем, что представления мира, вселенной, космоса, природы и человека как единого целого находятся в гармонических отношениях. Гармония выступает как начало порядка - упорядочивания хаоса. Гармония присуща природе и искусству. По мнению пифагорейцев в античности "Одни и те же законы существуют для музыкальных ладов и планет". Особенность в том, что для народного искусства характерно интуитивное схватывание этих законов, в то время как в других культурах шел поиск в сущем мире числовой гармонии. Математические пропорции лежат, например, в основе музыки: отношение длины струны к высоте тона, отношения между интервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание. Законы ритмообразования в изобразительной или пластической декоративной композиции сосредотачивают в себе опыт «настройки» человеческого организма, повышают его сопротивляемость к деструктивным, разрушающим тенденциям в культуре и усиление этой особенности в фестивальном обмене опытом консолидирует и усиливает эту сопротивляемость, выводит творчество на новый высокий уровень. Национальные стилевые мотивы ложатся в основу современного декоративно-прикладного искусства и дизайна, что очень ярко представлено в экспонируемых произведениях.

Огромное значение имеет представленный опыт реконструкции в области археологической керамики и археологического и этнографического текстиля. Невероятно важным оказалось раскрытие народных традиций в росписях Севера, Урала и Западной Сибири. Новизной отличались поиски войлочных технологий, резьбе по дереву. На фестивале вдруг возникло ощущение, что в обществе происходит прозрение своих лучших качеств – народное искусство осознается психологическим ментальным явлением, особой формой культуры, крайне необходимой для педагогики, социологии, экономики.

Фестиваль выявляет ряд важнейших особенностей. Если явления глобализма естественны в медицине, современных производственных задачах и военных технологиях, то в отношении духовной традиции, первое место принадлежит культуре и искусству и первейшее – народной культуре и народному искусству как основания Отечества. Поэтому те процессы, которые свидетельствуют о социальных аспектах кризиса в России – как результатах глобальной культурной мутации, изменившей  жизненный ритуал человека постиндустриального общества, могут быть преодолены средствами народного искусства, и его встраиванием в структуру формирования психофизиологических качеств в процессе воспитания.

Замечательный опыт TV г.  Лентора (Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) позволил сделать важный вывод об использовании народного искусства как феномена медийного продукта, благодаря которому  подражание визуальным коммуникациям, в формах видео, ТV, кино – моделируют тип активного человека. Визуализация жизненного мира способствовует развитию дизайна всей «среды обитания» человека: начиная от его эстетического оформления в костюме, украшениях до интерьера жилого пространства и современных продуктов промышленного дизайна.

Этот опыт дает возможность оценки таких явлений как этнофутуризм, правильному истолкованию перформанса, акции, инсталляции. Поскольку всё видимое ещё и слышимо, то научение структурам народного искусства – это своего рода лекарство против деструкции визуального и музыкального дизайна, превративших «картину мира» и «звуковой ландшафт» в один из актов физиологического удовлетворения. Тотальное «торговая визуализация» «омузыкаливание» и тотальное «одизайнивание» быта оттеснило и красивую вещь, и  музыку как виды искусства на периферию эстетического опыта и сформировало в обыденном сознании ложные стереотипы эстетики.

Выявляемые фестивалем лучшие качества отечественной культуры – знак хорошей перспективы российской культуры.

 

Искусствовед В.Б. Кошаев

 

                       Отчет и Резолюция VII Международного фестиваля

                        ремесел коренных народов мира «Югра – 2012»  

 

ТРАДИЦИОННАЯ  ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  КУЛЬТУРА  составляет звено национальной традиции, интегрированное в общественное пространство в виде материальных и нематериальных форм и обеспеченное: институциональной и нормативно-правовой основой, отвечающей законам Российской Федерации, обеспечивающей право народов и человека на знание своей истории, языка, культуры; ремесленно-экономического актива, в котором намечена и решается проблема занятости населения в различных секторах практики; методико-образовательной составной, воспроизводящей и укореняющей базовые архетипы народного искусства в ментальности современного человека на всех уровнях образовательной системы; научной базы, обращенной к философско-мировоззренческому содержанию традиций, реализуемых дисциплинарных секторах – художественно-историческом (искусствоведение и архитектурная наука),  историко-культурном (истории, археологии, этнографии, культурологии, эстетики); художественно-технологическом секторе (производственно-материальное оснащение процесса творчества); организационно-художественном, где существующая система центров материального и нематериального наследия в виде традиционно оформленных в ХХ в. в особые системы промысловых центров, театров, творческих коллективов и ансамблей и др. дополняются интенсивно развивающимися новыми формами, связанными как с планами отраслевого регулирования в сфере культуры, так и с общественными творческими инициативами.

Реализуемая миссия традиционной художественной культуры в фестивальной программе II этапа под общим названием «Река – Ремесло – Жизнь» ставила целью проведения программных мероприятий на теплоходе «Римский-Корсаков» Омского пароходства и определяла цели и задачи фестивального движения «ЮГРА – 2012», сформированная Центром народных художественных промыслов и ремесел Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как стратегического направления отраслевого развития и межотраслевого сотрудничества в указанной области.

В программе II этапа осуществлены следующие мероприятия:

  1. Научно-практическая конференция (51 участник);
  2. Научные семинары для руководителей и методистов центров ремесел (4 семинара);
  3. Мастер-классы по видам технологий (67 занятий);
  4. Детская программа «Подворье» (21);
  5. Выставки и презентации регионов: Ямала (1), Пермского края (1), Сербии (2), Финляндии (4), Тобольска (1), Мордовии (1);
  6. Конкурс лучшая экспозиция на ярмарке (Нижневартовск);
  7. Конкурс «Лучшее производство»;
  8. Международный конкурс мастерства по номинациям народного искусства (14).

I. Научно-практическая конференция проводилась с участием специалистов ведущих российских академических и вузовских центров и региональных учебных заведений (МГУ имени М.В. Ломоносова, МГХПА имени С.Г. Строганова, ЮГУ, СГПУ и др., Российская Академия Художеств), а также представителей региональных  Центров ремесел гг. Лянтора, Тюмени, Саранска, и др., осуществляющих работу по планам перспективного развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на основе существующего плана деятельности. В работе конференции, проходившей 10, 12 и 13 июня было заявлено 45 докладов и еще 6 поступило в процессе проведения конференции. На конференции были обсуждены следующие вопросы:

– основные направления современного развития народных  художественных промыслов и ремесел коренных народов в России и зарубежных стран;

– основные направления работы организаций, чья деятельность, в той или иной мере связана с художественными промыслами;

– основные формы передачи опыта традиционных промыслов в современный период;

– современное состояние и развитие традиционных промыслов коренных народов мира;

– научный подход к изучению традиционных промыслов и ремесел;

– оптимизация форм государственной поддержки народных художественных промыслов и ремесел в рамках региональной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

– формы работы центров ремесел с социально незащищенными слоями населения, безработными.

Методологическая часть конференции была представлена четырьмя докладчиками. Философско-мировоззренческие основы народного искусства, особенность их современного осмысления как базы сохранения отечественных традиций и новых гуманитарных подходов в определении ценностей национального наследия проанализирована профессором, доктором искусствоведения, Лауреатом Премии Правительства РФ в области культуры за 2011 г. В.Б. Кошаевым. Системное взаимодействие Российской Академии Художеств, Союза Художников России и Секретариата, Комиссии по присуждению званий «Народный мастер России» раскрыто член-корреспондентом РАХ, кандидатом искусствоведения, заслуженным деятелем искусств РФ, зав. отделом народного и декоративно-прикладного искусства НИИ истории изобразительных искусств РАХ, оргсекретарь, председателем творческой комиссии по народному искусству ВТОО «Союз художников России, директором «Художественно-педагогического музея игрушки»  А.У. Грековым. Состояние мировой практики в области керамики, решение проблем в области сохранения аутентичных традиций и рассмотрение их как основы творчества современного мастера, специалиста в области дизайна, было проанализировано профессиональным художником Академиком РАХ, доктором искусствоведения, профессором МГХПА имени С.Г. Строганова В.А. Малолетковым. Убедительный срез качественного состояния традиций и видов декоративно-прикладного искусства в их художественной и социокультурной актуальности для сферы культуры и народного искусства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и вывода о необходимости межотраслевого и международного интегрирования усилий в сфере сохранения традиционного наследия выполнила Директор БУ «Центр народных художественных промыслов и ремесел», заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, член Союза художников России, член Союза Дизайнеров России О.Д. Бубновене. В ее докладе представлена глубокая аналитическая информация о результатах деятельности «Центра народных художественных промыслов и ремесел» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, об основных проблемах, стоящих перед Центром и необходимости развития концепции самого Центра. Эти предложения послужили основой для формирования новой модели Центра как органа, обеспечивающего курирование программ развития народного искусства региона.

В работе конференции важные сведения о ряде крупных проблем были затронуты в докладе заведующей отделом ДПИ Тюменского музейного комплекса, членом Союза художников России и членом Союза Дизайнеров России В.А. Субботиной. Она определила хронологические границы бытования народного искусства славянского населения Тюменской области, поставила проблемы путей использования опыта народного искусства. Доктор исторических наук, профессор, преподаватель Сургутского Государственного педагогического Университета Т.Н. Глушкова представила материал по технологии изготовления текстильных поясов. Ею проведена систематизация и определена связь с историей этносов с древности до этнографической современности по уникальным археологическим и этнографическим источникам.

Блестящий, поучительный и разнообразный материал был представлен в докладах финской делегации Лааксо Пиркки, Хаса Сирпы. Многие положения из озвученных тем могут быть приняты в округе. Это касается, прежде всего сочетания традиционных видов деятельности местного населения, связанные с укладом виды ремесел, разумное использование материалов оленеводства и др. в средствах ручных и полуручных промыслов, преобразование аутентичных мотивов и традиционных материалов в объекты современной предметно-пространственной среды и сувенирной продукции. Огромную роль при этом играет обучение основам связи народного искусства и современного дизайна в школах ведущих финских дизайнеров. Делегации Сербии представила цикл сообщений о традиционных пиротских коврах. Член парламента г. Пирот Славица Чирич доложила об опыте восстановления технологии и производства традиционных ковров, способах экономического обеспечения, связанной с этим образовательной традицией, способах взаимодействия с туристическими программами. Ирэн Гвожденович осветила взаимосвязь традиционного и современного в сербском прикладном искусстве (типология понятия источников и способов современной творческой практики на их основе). Владимир Четкович, один из ведущих европейских специалистов в области православной миниатюры, иконописи и храмовой атрибутики, реставрации представил стилистические тенденции конфессионального творчества в контексте современного осмысления. Конференция отмечает, что руководитель «Лянторского центра прикладного творчества и ремесел» продемонстрировала возможности для успешной работы учреждения по разным направлениям с разными группами населения. Особенно значима информационная концепция плодотворного сотрудничества Центра и телевидения г. Лянтора.

Впервые в работе Фестиваля приняли участие аспиранты МГХПУ имени С.Г. Строганова и магистранты МГУ имени М.В. Ломоносова.

Этот опыт оценен как положительный, а ввиду озвученных тем: значимости использования на протяжение ста последних лет современной зарубежной и российской модой в костюме народной традиции; также впервые намеченного вопроса о связи технологического и художественно-пластического эволюционирования Приуральской и Зауральской бронзы и др. значительно расширяется сфера научного взаимодействия российских научных школ и региональных центров – в данном случае с «Центром народных художественных промыслов и ремесел»  Ханты-Мансийского – Югры, что является принципиально новой формой межотраслевого сотрудничества.

II. Научно-теоретические и научно-практические семинары для руководителей и методистов центров ремесел были подразделены на 4 темы:

         – «Философия, мировоззрение, сознание в народном искусстве – фундаментальные основы традиционной художественной культуры»руководитель  – профессор, доктор искусствоведения В.Б. Кошаев. Показаны причины сложения архетипа народной культуры и его эволюционирование в историко-художественном процессе в Средневековье, в Новое время, в ХХ веке, а также инструментальные условия восстановления его функции в современности, нарушенные в прошлом столетии;

– «Методика полевых исследований для сбора информации об объектах материальной и нематериальной культуры», руководители – канд. филологических наук, профессор Д.В. Герасимова и искусствовед В.А. Субботина. Были подробно освещены научные подходы и структура сбора сведений об изучаемом предмете, особенности работы с информаторами, даны практические рекомендации по организации экспедиций, этическому поведению в «живой среде», охарактеризованы предложенные анкеты.

– «Правила и требования к научно-методическим публикациям», руководитель – доктор исторических наук, профессор Т.Н. Глушкова – был посвящен изучению требований к научным публикациям, работе с источником, правилами оформления  и использования историографического материала, видов ссылок и сносок;

          – «Концепция создания Центров реконструкции и реставрации художественного наследия»,«Новая модель межотраслевого сотрудничества на основе Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел», руководители – В.Б. Кошаев и О.Д. Бубновене связана с изменением ряда факторов в сфере управления. В частности остро стоит вопрос с подготовкой кадров новой формации. Научное обеспечение должно быть представлено в регионах собственными научными и научно-методическими школами. Остро стоит вопрос о стратегиях народных промыслов в виде различных форм экономической целесообразности: от надомничества – до Парков Ремесел. Виды практик должны быть синхронизированы с развитием отраслей туризма, социокультурным проектированием, творческой практикой в широком смысле. Существующий опыт «Центра народных художественных промыслов и ремесел» г. Ханты-Мансийска свидетельствует о зрелости и комплексности форм научного, художественного, методического, правового, экономического регулирования и в соответствие с рекомендациями «I Международного конгресса традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства» должен стать основой новой организационной модели и быть предложен в качестве российского эксперимента на базе «Центра народных художественных промыслов и ремесел» Департамента культуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Цель и задачи семинаров в целом определены текущими потребностями отрасли и связью их с перспективным планированием деятельности в различных институциях. Это отвечает задачам многих регионов.

            III. Мастер-классы по видам технологий (67 занятий) – мастерами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, субъектов Российской Федерации, зарубежных стран проведены творческие лаборатории, мастер-классы по направлениям деятельности, заявленными в программе фестиваля – художественная обработка бересты, традиционное вязание одной иглой и на пяти спицах, роспись по ткани, православная миниатюра, иконопись, вышивка южных ханты и русское золотное шитье, гончарное ремесло, лепная игрушка и многие другие.

            IV. Детская интерактивная программа «Подворье» (21 занятие) – для детской аудитории, семейного посещения, гостей г. Нижневартовска  мастерами Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, субъектов Российской Федерации проведены 10, 11 и 12 июня мастер-классы. Отмечено, что впервые в городе проходило подобное мероприятие и оно востребовано жителями города. Посетило более трех сот человек, из них 167 взрослых.

            V. Выставки и презентации регионов – Ямал (1), Пермский край (1), Сербии (2), Финляндии (4), Тобольска (1), Мордовии (1) продемонстрировали особенности и усилия регионов по сохранению традиций и их современному осмыслению. В результате обсуждения презентаций были сформулированы предложения о международном сотрудничестве в области ковроделия: «Пиротские и тюменские ковры»; художественной обработки кости «Саамская и тобольская резная кость» и др.

            VI. Конкурс «Лучшая экспозиция на ярмарке «Северный мир. Фолк. Арт» в г. Нижневартовске, где предприятия народных художественных промыслов, мастерских, общественные и государственные структуры из городов Архангельск, Омск, Ижевск, Тюмень, Ханты-Мансийск были отмечены как лучшие. Конкурс показал понимание авторами задачи сделать эстетически выразительными и привлекательными для покупателей предметы народного искусства;

            VII. Конкурс «Лучшее производство народных художественных промыслов» был проведен как инициативный и показал возможность осмысления комплексности художественно-технологической практики и ее инфраструктуры. Победителем конкурса признан кооператив «Дамское сердце» из Сербии г. Пирот – руководитель Славица Чирич.

VIII. В программе Международного конкурса мастерства по утвержденным номинациям приняло участие 53 мастера из российских  регионов и стран зарубежья. Номинация международных конкурсов включала в себя:

  1. «Керамика. Гончарное искусство»;
  2. «Художественная обработка дерева»;
  3. «Текстильная кукла, игрушка»;
  4. «Художественная обработка бересты»;
  5. «Роспись по дереву, ткани, металлу»;
  6. «Плетение из лозы, травы, корня кедра и др.»;
  7. «Ткачество»;
  8. «Традиционный костюм в миниатюре»;
  9. «Художественная обработка кожи животных, рыб»;
  10.  «Художественная обработка меха»;
  11.  «Художественная вышивка»;
  12.  «Низание, нашивание бисером»;
  13.  «Валяние»;
  14.  «Вязание»;
  15.  «Организация производства».

            Конкурс 2012 г. в целом показал улучшение качества создаваемых изделий, технологическое совершенство и высокий художественно-образный строй. В частности, жюри  приняло беспрецедентное решение о присвоении первых мест изделиям из бересты Аганской земли, Пермского Края, Мордовской Республики. Результаты конкурса определились следующим образом (см. таб.).

 

№ п/п

Номинация конкурса

Решение жюри

1.

«Керамика. Гончарное искусство»

1 место – Бекасова Н.Г., г. Тюмень;

2 место – Канюков И.И., г.       Кудыркар, Пермский край;

3 место – Митрофанова Э.П., г. Ханты-Мансийск, ХМАО - Югра;

2.

«Художественная обработка дерева»

1 место – Айпин С.А., п. Варьеган, Нижневартовский район, ХМАО - Югра;

2 место – Кошкаров И.А., г. Ханты-Мансийск, ХМАО - Югра;

2 место – Хартаганов Г.Е., п. Питляр, Шурышкарский район, ЯНАО;

3.

«Текстильная игрушка, кукла»

1 место – Пеура С., Финляндия;

2 место – Гайнуллина Е.З., г. Лянтор, ХМАО - Югра;

2 место – Гришкина Н.А., д. Тугияны, Белоярский район, ХМАО - Югра;

4.

«Художественная обработка бересты»

1 место – Уколова Т.С., п. Аган, Нижневартовский район, ХМАО – Югра;

1 место – Баранов В.Ф., г. Саранск, Республика Мордовия;

1 место – Петухова В.Е., г. Кудымкар, Пермский край;

5.

«Художественная роспись по дереву, ткани, металлу»

1 место – Четкович В., г. Белград, Сербия

6.

«Плетение из лозы, травы,  корня кедра и др. материалов»

1 место – Чащина Т.В., г. Пермь

7.

« Ткачество»

1 место – Костюк О.Л., п. Салым, Нефтеюганский район,ХМАО – Югра;

2 место – Харчевникова Н.Г., г. Лянтор,ХМАО – Югра;

8.

«Традиционный костюм в миниатюре»

 

2 место – Вылла В.П., г. Лянтор,ХМАО – Югра;

2 место – Салиндер Я.Я., п. Яр-Сале, Ямальский район, ЯНАО;

3 место – Хисанова Н.В., г. Лянтор,ХМАО – Югра;

9.

«Художественная обработка кожи животных, рыб»

 

1                    место – Лааксо П., Лапландия, Финляндия;

 1 место – Обирина А.Е., г. Лянтор, ХМАО – Югра;

2 место – Павлова Н.Ф., г. Сургут, ХМАО – Югра;

10.

«Художественная обработка меха»

1 место – Салиндер Я.Я., п. Яр-Сале, Ямальский район, ЯНАО;

2 место – Талигина Н.М., г. Салехард,ЯНАО;

11.

«Художественная вышивка»

1 место – Шашкова В.Н., г. Урай, ХМАО – Югра;

2 место – Турута В.Л., г. Лянтор, ХМАО – Югра;

12.

«Низание, нашивание бисером»

 

2 место – Щипцова Е.В., г. Урай, ХМАО – Югра;

2                    место – Малетыч Н.Е., г. Сургут, ХМАО – Югра;

13.

«Валяние»

1 место – Шабурова С. Г.,г. Пермь;

3 место – Толмачева О.В., г. Лангепас, ХМАО – Югра;

14.

«Вязание»

1 место – Янкина Л.Г., г. Лянтор, ХМАО – Югра;

3 место – Неттина И.Г., г. Белоярский, ХМАО – Югра;

15.

«Организация производства»

1 место – кооператив «Дамское сердце», г. Пирот, Сербия

 

           Вместе с тем Жюри конкурса отмечает ряд явлений, связанных с отступлением от традиций и отсутствием понимания возможностей творческого переосмысления участниками конкурса эволюционирования традиции.

           Причиной можно считать отсутствие во многих регионах художественно-практической концепции народного искусства в системе профессионального образования, серьезного искусствоведческого обеспечения, отсутствия единства специалистов в понимании масштабов научной и научно-методической значимости феномена народного искусства как уникального национального явления. Анализ результатов  обеспечения изданиями, пособиями также показал катастрофическую нехватку не только фундаментальных изданий, но и стандартных методических пособий. Также в это связи следует отметить отсутствие пособий для системы дополнительного образования.

В процессе реализации направлений работы конференции: 1. Современное народное искусство коренных народов мира; 2. Народное искусство – детям; 3. Народные художественные промыслы – экология культуры и проблемы социализации; 4. Бизнес – проекции народного искусства; 5. Основы Международной Конвенции «Традиционная художественная культура народов Мира» возникла потребность изменения ее названия, которое предложено в следующей формулировке: «Живые традиции культуры в искусстве».

Фестиваль принял следующую Резолюцию:

  1. Обсужденный на Фестивале опыт сотрудничества с зарубежными партнерами (Венгрии, Финляндии, Канады, Сербии) представить общественности в виде предложений о совместной деятельности в рамках программ ЕС и РФ;
  2. При формировании Международной «Конвенции сохранения традиционной художественной культуры» предложить для обсуждения следующие разделы: а) мировоззрение в традиционной культуре и его нравственные основы как фундамент в способах разрешения конфликтов в обществе; б) культурно-политические инструменты взаимодействия этносов и национальностей мира; в) программы взаимодействия – стратегия регионального и международного сотрудничества в понятии «этос живой культуры».
  3. Необходимо обратить серьезное внимание на отсутствие научных и научно-методических средств и кадров высшей квалификации в среде образования (прежде всего специальности народной художественной культуры и соответствующих специализаций, а также искусствоведения);
  4. Предусмотреть разработку компонента традиционной культуры в Стандартах гуманитарных специальностей и разделах блока ГСЭ в федеральном и региональном компонентах в образовательных программах всех уровней;
  5. В среднем общем и дополнительном образовании создать программы изучения народного искусства ведущими специалистами-практиками на основе межотраслевых интересов, целей и задач при непосредственном курировании предмета «Центром народных художественных промыслов и ремесел» Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
  6. Предусмотреть на региональных уровнях выделение финансовых средств для повышения квалификации и обучения в ведущих специализированных учебных заведениях мастеров, управленцев, методистов, специалистов в области классического искусствоведения (Институт живописи, скульптуры, архитектуры – СПб, МГХПА им. С.Г.Строганова, МГУ им. М.В.Ломоносова, Уральский государственный университет и другие ведущие вузы);
  7. Рассмотреть на уровне нормативно-правового обеспечения взаимодействие учреждений культуры и образования с целью обеспечения доступа к музейным фондам для мастеров, студентов, аспирантов, научных сотрудников и ввести в устав музеев порядок работы с данными категориями посетителей;
  8. Считать целесообразным создание в музеях постоянных экспозиций по материалам регионального народного искусства для организации образовательной и просветительской деятельности, воспитания нравственности, гражданственности и патриотизма;
  9. С целью обмена опытом, оперативного распространения информации создать информационный портал «Живые традиции культуры в искусстве»;
  10. Подготовить предложения по планированию и проведению в округе мастер-классов ведущими художниками декоративно-прикладного искусства и дизайна, авторитетными искусствоведами СПб ГХПА им. Барона  Штиглица, МГХПА им. С.Г.Строганова, МГУ им. М.В.Ломоносова, Уральского государственного университета, РАХ,  РАН, РАО и других ведущих организаций и приглашенными современными дизайнерами зарубежья;

Обратить внимание на отсутствие продуманной деятельности Союза Художников Российской Федерации отделения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры секции народное искусство и ввести в состав комиссии по народному искусству Союза Художников Российской

  1. Федерации, курирующего Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, руководителя «Центра народных художественных промыслов и ремесел» г. Ханты-Мансийска как обеспечивающего долгосрочную стратегию развития народного искусства коренного населения и других народов региона;
  2. Существующие методы в организации досуга и туризма характеризуются часто непродуманностью, упрощенностью, методологическими просчетами в подходах. Содержание традиционной культуры искажается за счет неквалифицированного использования методов социокультурной реализации. Низкая квалификация оскорбляет национальные чувства коренных народов;
  3.  Для решения вышеперечисленных проблем, вопросов и задач и на основе разрабатываемой принципиально новой модели межотраслевого сотрудничества расширить перечень полномочий Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр народных художественных промыслов и ремесел» и ходатайствовать перед Министерством культуры Российской Федерации о придания ему статуса экспериментальной площадки, актуального и для других российских регионов. Рекомендовать Правительству Ханты-Мансийского автономного округа  - Югры ускорить строительство нового здания Центра и принять соответствующую новую концепцию Центра, предложенную Международным конгрессом традиционной художественной культуры: фундаментальные исследования народного искусства и рассмотренную на проведенной конференции и научном семинаре;
  4. В структуре новой модели «Центра народных художественных промыслов и ремесел» предусмотреть лицензирование образовательных услуг, в том числе повышение квалификации и переподготовки кадров;
  5. Под кураторством «Центра народных художественных промыслов и ремесел» и при участии ведущих специалистов создать программу издательской деятельности, предусматривающую публикацию следующих серий: «Народное искусство Югры для школьников», «Искусство и технология коренных малочисленных народов Севера»; «Коллекции народного искусства Югры и других регионов России (каталоги, монографии, сборники статей и т.д.)»;
  6. Скорректировать принципы грантовой политики региона в области традиционной культуры с учетом профессиональной компетенции грантосоискателей независимо от национальной принадлежности;
  7. Необходимо создать в сетке ежедневного телевещания программу, посвященную вопросам истории региональной культуры и искусства, творчеству отдельных мастеров и т.д., а в ежедневных печатных изданиях соответствующие рубрики.
  8. Считать цели и задачи Фестиваля полностью выполненными и рекомендовать – начать подготовку следующего VIII Фестиваля,  опубликовать проектные основы Конвенции для общественного обсуждения; подготовить проекты международного и межрегионального сотрудничества в избранной области в срок до января 2013 г.

 

15.06.2012

Директор Фестиваля                                                                                            О.Д. Бубновене

Исполнительный директор

Фестиваля                                                                                                                  К.Е. Илауски

Руководитель жюри

Международного конкурса мастеров                                                                       А.У. Греков

Руководитель научно-

практической конференции                                                                                                  В.Б. Кошаев

 

 

 

                          Хроника Международных фестивалей ремесел «Югра»

 

 

 

I Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра – 2000»

4 - 10 июля 2000 г.

 

Фестиваль был посвящен 70-летию Ханты-Мансийского автономного округа.

Местом его проведения стал теплоход «Римский-Корсаков», на котором представители из г. Залаэгерсег Венгерской Республики, Удмуртии, Санкт-Петербурга, Тюмени, Тобольска, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецких автономных округов прошли по маршруту г. Сургут – п. Высокий мыс Сургутского района – п. Кышик Ханты-Мансийского района – г.  Ханты-Мансийск.

Участники - ученые, историки, этнографы, искусствоведы, ведущие музейные сотрудники Российских музеев, мастера народных художественных промыслов и ремесел, художники, специалисты декоративно-прикладного искусства, профессиональные, самодеятельные и фольклорные коллективы, представители средств массовой информации.

Во время Фестиваля проведены:

- круглый стол, на котором обсуждались вопросы сохранения и развития народного искусства, фольклора в России и Венгрии;

- мастер-классы по направлениям: «Ваховская береста», «Бисероплетение», «Меховая мозаика», «Художественная резьба по дереву и кости», «Традиционный костюм», «Соломка»;

- творческие лаборатории: «Обработка кости»; «Плетение из травы, лозы»;

- экскурсии, концертные и театрализованные представления с показом национальных обрядов и традиций финно-угорских народов, русских старожилов Обь-Иртышья;

 - выставки, ярмарки по пути следования.

В работе фестиваля приняло участие около 600 человек, более 3 тысяч гостей и жителей округа посетили мероприятия.

 

 

II Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра –2002»

16 - 24 июня 2002 г.

           

Работа фестиваля прошла на теплоходе «Римский-Корсаков» по рекам Обь и Иртыш по маршруту  г. Ханты-мансийск - п. Октябрьский – п. Мужи Шурышкарского района – г. Салехард – п. Горнокнязевск - п. Берёзово – г. Ханты-Мансийск..

Приняли участие делегации из Канады, Венгрии. Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Тюменской области, Удмуртии, Марий-Эл - искусствоведы, этнографы, историки, народные мастера, художники,  профессиональные, самодеятельные и фольклорные коллективы.

Во время работы фестиваля проведены:

- пресс-конференция, где обсуждались проекты развития информационной и  историко-туристической инфраструктуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, традиционных промыслов.

- I научно-практическая конференция «От ремесла к искусству», на которой заслушано 15 докладов и сообщений;

- научно-практические семинары – «Выделка рыбьей кожи»,  «Вышивка финно-угорских народов» в рамках реализации программы «Забытые ремесла» Ханты-Мансийского Окружного Центра прикладного творчества и ремесел;

- «Школа руководителей организаций сферы НХП»;

- 23 мастер-класса по направлениям: «Бисероплетение», «Художественная обработка кожи, меха и сукна», «Плетение из осоки, соломки», «Художественная резная кость», «Художественная резьба по дереву», «Гончарное искусство», «Традиционное вязание. Ткачество», «Художественная обработка бересты»;

- международная выставка участников фестиваля «Ямал мастеровой» (г. Салехард);

- международный проект «Город мастеров» (г. Ханты-Мансийск). На выставках, ярмарках были представлены работы более 400 народных мастеров финно-угорского сообщества;

- этнический моноспектакль О. Александровой «Три свадебных напева» по мотивам удмуртского этноса;

- презентации коллекций одежды: «Югорское наследие», авт. И. Стар (г. Екатеринбург), выполненная мастерами филиала Ханты-Мансийского Окружного «Центра прикладного творчества и ремесел» и «Югорские мотивы» А. Мухаметовой (г. Мегион).

В результате работы фестиваля были разработаны рекомендации и предложения  по модернизации деятельности Центров ремесел, рассмотрены пути расширения практики сотрудничества учреждений культуры автономного округа с другими регионами России и зарубежья, установлены творческие и деловые контакты, выдвинуты предложения по программе подготовки и переподготовки кадров в сфере народного искусства.

Приняло участие около 1000 чел. и более 5 тысяч гостей и жителей округа посетили мероприятия фестиваля.

 

III Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра -2004»

10 - 24 июня 2004 г.

 

Традиционным местом проведения Фестиваля стал теплоход «Римский-Корсаков», который следовал по маршруту: г. Ханты-Мансийск – г. Сургут – г. Нижневартовск – г. Колпашево Томской области – г. Новосибирск – Нарым Томской области -  д. Лямино Сургутского района - г. Ханты-Мансийск, где были организованы фестивальные площадки.

Участие приняли ученые, искусствоведы, этнографы, мастера народных промыслов, художники, музейные сотрудники, специалисты учреждений культуры и образования, преподаватели, самодеятельные и фольклорные коллективы, представители средств массовой информации  из Венгрии, Марий-Эл, Удмуртии, г. Новосибирска, г. Москвы,  Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Во время фестиваля проведены:

- научно-практическая конференция «От ремесла к искусству». На трех заседаниях обсуждались вопросы, посвященные сохранению культурного наследия финно-угорских народов, темы социализации народных художественных промыслов, нормативно-правового обеспечения их деятельности, научного, методического, художественного творчества и ряд других вопросов. Был представлен опыт работы общественной организации венгерских коллег, марийских ученых по научному исследованию ткачества, традиционной одежды;

- 4 научно-практических семинара:  «Сохранение и развитие традиций культуры в Венгрии», «Традиционный костюм обских угров», «Вышивка финно-угорских народов», «Выделка рыбьей кожи»;

- «Школа руководителей предприятий народных художественных промыслов и ремесел», а также тренинги по подготовке заявок в целевые программы и проектной деятельности в сфере народных художественных промыслов;

- 53 мастер-класса по традиционной обработке дерева, бересты, кожи, ровдуги, рыбьей коже, меховой мозаике, традиционной одежде, вышивке, ткачеству и др.

По итогам работы в фонды музея фестиваля поступило около 158 изделий мастеров.

Участниками Фестиваля была подготовлена резолюция с предложениями по решению проблем в области управления, методов обеспечения, межрегионального и международного сотрудничества в сфере народных художественных промыслов и ремесел Югры.

Всего за время проведения фестиваля было вовлечено в работу около 700 человек, и более 15 тысяч посетителей и гостей.

 

 IV Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра – 2006»

 1 - 8 июня  2006 г.

 

Миссия фестиваля - народное искусство - детям.

Традиционно фестиваль проходил на теплоходе «Римский – Корсаков» по маршруту г. Ханты-Мансийск – г. Сургут – г. Мегион – д. Вата Нижневартовского района – п. Аган Нижневартовского района – г. Ханты-Мансийск.

В работе фестиваля приняли участие представители из 40 территорий Российской Федерации и Венгрии ученые, искусствоведы, этнографы, историки, лингвисты, преподаватели образовательных учреждений, музейные сотрудники, мастера, художники.

За период работы проведены:

- международные научно-практические конференции: «От ремесла к искусству», «Народное искусство детям» В ходе обсуждения и дискуссии рассматривались вопросы разработки нормативных актов в области народных художественных промыслов и ремесел, о создании электронных картотек по мастерам и электронной карты ремесел, о методической основе современных ремесленных изделий и роли Центров и Домов ремесел в сохранении традиционной культуры;

- научно-практические семинары: «Традиционный костюм финно-угорских народов», «Изготовление сухожильных нитей», «Традиционные изделия из меха», «Валяние из шерсти. Венгерские сумки, игрушки из войлока»;

- конкурсы мастерства по номинациям: «Керамика», «Вышивка бисером», «Резьба по дереву»;

- 47 мастер-классов по направлениям: «Художественная обработка бересты: скобление, роспись, плетение», «Ткачество», «Вышивка бисером», «Плетение циновок» и другие;

- творческая лаборатория «Берестяной мир»;

- экскурсии, концертные и театрализованные представления с показом национальных костюмов, обрядов и традиций;

-  выставка-ярмарка «Город мастеров», выставка «Югра мастеровая».

В работу фестиваля было вовлечено около 1000 человек и более 12 тысяч гостей и жителей автономного округа.

 

V Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра – 2008»

26 июня - 9 июля 2008 г.

 

Миссия фестиваля - сохранение и развитие семейных ремесленных традиций.

Начал работу  фестиваль в г. Ханты-Мансийске, а затем продолжил программу на теплоходе «Римский – Корсаков» по маршруту г. Ханты-Мансийск – п. Шеркалы Октябрьского района – п. Мужи Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа – п. Березово Березовского района – г. Ханты-Мансийск.

В работе приняли участие искусствоведы, этнографы, художники, более  712 мастеров и подмастерьев народного искусства, 35 профессиональных, самодеятельных, фольклорных коллективов из Венгрии, Финляндии, Республики Коми, Пермского края, Удмуртии, Московской, Тюменской областей, городов и поселков Ханты-Мансийского, Ненецкого и  Ямало-Ненецкого автономных округов.

V Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра – 2008» проходил во время масштабных международных мероприятий – саммита Россия –Евросоюз и V Всемирного конгресса финно-угорских народов. Это стало событием не только для жителей Ханты-Мансийского автономного округа, но и для международной общественности.

Фестиваль посетили президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев,  президент Финляндии Тарья Халонен с супругом Пентти Араярви, президент Венгрии Ласло Шойом, президент Эстонии Томас Хендрик Ильвес с супругой Эвелин Ильвес, губернаторы регионов России, министры культуры финно-угорских республик, Российской Федерации.

Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра – 2008»  открывал министр культуры Российской Федерации А.А. Авдеев. Президент России Д.А. Медведев познакомил  президентов финно-угорских стран с работой «Города мастеров»,  посетил чумы, выставочные павильоны, где семьи разных родов представляли традиционный уклад, демонстрировали обряды. Во время проведения международных конкурсов и мастер-классов президент познакомился с работой мастеров, беседовал с ними, высоко оценил работу «Центра народных художественных промыслов и ремесел» по реализации проектов и программ по возрождению, сохранению и развитию традиционной культуры, поддержанных Правительством автономного округа. Одобрены Д.А. Медведевым и перспективы по развитию сферы народных художественных промыслов, в частности, строительство нового этно-культурного ремесленного комплекса на берегу Иртыша в г. Ханты-Мансийске.

 Более пятисот представителей масс-медиа работали в дни проведения международных мероприятий.

За период работы фестиваля проведены:

- научно-практические конференции: «От ремесла к искусству», «Народное искусство и современность»;

-  научно - практические семинары: «Костюм казымских ханты. Пошив и декорирование халата», «Традиционные игрушки финно-угорских народов»;

- 372 мастер-классов для детей и разновозрастной аудитории по традиционной обработке дерева, бересты, кожи, ровдуги, ткачеству, работы с тканью и т.д. Было обучено более шести тысяч человек;

- Международные конкурсы мастерства по номинациям: «Художественная обработка дерева», «Традиционная игрушка, кукла», «Гончарное ремесло»;

- окружной конкурс «Семья мастеровая»;

- выставка-ярмарка ремесел «Город мастеров»;

- творческие лаборатории: «Обработка кости»; «Плетение из травы, лозы»; «Ткачество»; «Художественное литье»; «Древняя керамика»; «Вышивка южных ханты» и др.; 

- экскурсии по музеям, концертные и театрализованные представления с показом коллекций национальной и современной одежды, обрядов и традиций. 

Около 6000 человек  стали участниками Фестиваля  и более 11 тысяч гостей и посетителей.   

 

 

 VI Международный фестиваль ремесел финно-угорских народов «Югра – 2010»

23 – 27 июня 2010 г.

 

Девиз фестиваля - «Югра - территория традиций», посвященный 80-ти летию образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Впервые работа  фестиваля прошла стационарно в г. Ханты-Мансийске на территории Музея геологии нефти и газа. Одновременно проходил Всероссийский фестиваль творчества коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока «Северное сияние», Международная выставка автономной энергетики.

В работе фестиваля приняли участие искусствоведы, этнографы, художники,  мастера народного искусства из Финляндии, Черногории, Республики Коми, Удмуртии, Свердловской, Челябинской, Тюменской областей, городов и поселков Ханты-Мансийского, Ненецкого и  Ямало-Ненецкого автономных округов.

За период фестиваля проведено:

- Y научно-практическая конференции: «От ремесла к искусству»;

-  научно - практические семинары: «Художественная резная кость Западной Сибири»,  «Плетение и ткачество», «Валяние из шерсти: традиции и современность», «Нижне-Тагильская кистевая роспись. Пижемская роспись»;

- 8 мастер-классов для 155 детей и 67 - для разновозрастной аудитории по традиционной обработке дерева, бересты, кожи, ровдуги, ткачеству, работы с тканью и т.д. (605 чел.);

- творческие лаборатории: «Обработка кости», «Плетение из лозы», «Плетение и ткачество», «Древняя керамика»; « Бумага из травы», «Войлочные изделия», «Чердачные куклы» и др.; 

- Международные конкурсы мастерства по номинациям: «Резьба по дерева», «Резьба по кости», «Традиционная игрушка, кукла», «Керамика», «Войлок», «Традиционное вязание», «Роспись по дереву», «Работа с мехом», «Традиционный костюм в миниатюре», «Плетение из ивового прута»;

- выставки на четырех площадках: «Солнечные напевы», «Традиционные куклы в текстильном мире», «Мегионское вдохновение», «Югра мастеровая», «Мастера Ямала», «Традиции финно-угорского мира»;

- международная выставка-ярмарка ремесел «Северный мир. Фольк. Арт»;

- экскурсии по музеям, концертные и театрализованные представления с показом 2 коллекций современной одежды в этно - стиле, национальной обрядов и традиций. 

Всего за время проведения фестиваля было вовлечено в работу около 1000 человек и более 10 тысяч гостей посетили мероприятия фестиваля. 

 

 

VII Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра – 2012»

 9 – 15 июня 2012 г.  

.

Под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО в июне 2012 г. прошел VII Международный фестиваль ремесел коренных народов мира «Югра - 2012»

На теплоходе «Римский–Корсаков» участники прошли по рекам Обь и Иртыш  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, останавливаясь по маршруту следования: г. Ханты-Мансийск – г. Нижневартовск – г. Мегион – д. Вата (Нижневартовский район) – г. Ханты-Мансийск.

В работе фестиваля приняли участие более 400 человек из 14 субъектов Российской Федерации, 6 стран мира и 11 муниципальных образований автономного округа: ученые, этнографы, искусствоведы, культурологи, историки, заинтересованные в представлении традиционного искусства коренных народов, а также специалисты учреждений культуры и образования, мастера народных художественных промыслов.

 В программе фестиваля проведены: пресс-конференции (г. Нижневартовск, г. Мегион), научно-практическая конференция «От ремесла к искусству», круглый стол по вопросам развития народных художественных промыслов г. Мегион, научно-практические семинары, международные конкурсы мастерства «Город мастеров» по 14 номинациям, выставка «Югра мастеровая», выставки-ярмарки с представлением изделий народного искусства своего региона в период юбилея фестиваля искусства и труда «Самотлорские ночи», Международная выставка-ярмарка «Северный мир. Фольк. Арт» в г. Нижневартовске, мастер-классы фестиваля по маршруту следования.

Около 6000 человек  стали участниками Фестиваля  и более 25 тысяч гостей и посетителей.   

 

 

 

Содержание

 Фестивальное движение народного искусства коренных народов мира

                              Значение Фестиваля

Отчет и Резолюция VII Международного фестиваля

                        ремесел коренных народов мира «Югра – 2012» 

                          Хроника Международных фестивалей ремесел «Югра»

 

 

 

Автор-составитель

О.Д. Бубновене

 

 

 

Фестивальное движение народного искусства коренных народов мира

 

 

Информационно-справочное издание

 

Отвественный за выпуск: О.Д. Бубновене

Верстка: Ф.В. Авдюков

 

 

 

 

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Центр народных художественный промыслов и ремесел»

г. Ханты-Мансийск, ул. Рознина, 119, тел.факс: 8 (3467) 32-23-4