1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Напишите нам:

Ваше имя (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш адрес электронной почты (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш телефон (*)

Введен недействительный тип данных
Оставьте сообщение: (*)

Введен недействительный тип данных
Введите символы: (*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных



Запись на экскурсию

Ваше Имя Фамилия Отчество(*)



Ваш адрес электронной почты?(*)

Адрес электронной почты недействителен

Ваш телефон(*)

Введен недействительный тип данных

Количество человек(*)

Введен недействительный тип данных

Когда вам удобно посетить выставку?(*)


Введен недействительный тип данных

Оставьте сообщение:

Введен недействительный тип данных

Введите символы:(*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных





Методическая карта "Нагрудное украшение из бисера ханты конец XIX – начало ХХ вв."

 

 

Нагрудное украшение – хант. рох

Время и место бытования: конец XIX – начало XX в.в., южная группа ханты, р. Конда, Тобольская губерния.

Источник: Н.М. Калашникова, Г.А. Плужникова. Одежда народов  СССР.  М., 1990. С. 118.

Материалы: сукно, бисер красный и белый, металл - монеты, армированная нить.

Описание работы

  1. Анализ технологии изготовления изделия: используемые материалы, приемы низания бисером, декорирование металлом, сборка изделия.
  2. Разбор изделия на фрагменты (части), из которых состоит нагрудное украшение.
  3. Составление схем для каждой части украшения.
  4. Выполнение бисерных орнаментированных полос. Для изготовления двух основных частей нагрудного украшения применяется традиционный прием низание бисерных полос в одну нить. Каждая бисерная полоса состоит шести рапортов  крест из ромбов маленькие уши на две стороны (Молданова Т.А., 1999. С. 78, Рындина О.М., 1995. С.209). Фон лопасти – бисер белого цвета. Узор чередуется по цвету: красный и черных. Готовая полоса нашивается на сукно. По краю орнамент окаймляет нашитые ряды белого, красного и вновь белого бисера. Для более коротких ажурных полос (лопастей), которые выполнены приемом низание в две нити, используется бисер оранжевого и черного цвета. Фоном является бисер белого цвета. В  полосе расположено 2 рапорта. Подобные узоры встречаются в вышитой одежде южных ханты (Vahter T.,1953. Tl. 39). Свободно свисающие полосы заканчиваются бисерными низками из белого бисера с металлическими бубенчиками по пять штук на каждой лопасти. Ажурные полосы верхней частью крепятся к основе украшения на уровне груди. Готовые  ажурные бисерные низки (3 шт.) крепятся на уровне лопастей с двух сторон, а середина ажурных полос свободно свисает на грудь. Каждая низка имеет свой узор. Одна низка выполнена бисером желтого цвета, край обрамлен бисером белого цвета. Другая низка – ажурная, нанизана из белого и черного бисера. Третья выполнена узором из  ромбов сам лот сердца углубления (Молданова Т.А., 1999. С. 72). Фон выполнен бисером красного цвета, ромбы из желтого, окаймленные белым бисером. Между ромбами сверху и снизу – кубики белого бисера (по одной бисеринке).
  5. Сборка частей из бисера.  Длинные лопасти украшения, нашитые на ткань, в нижней части соединяется между собой.  К ним крепятся узкие ажурные  полосы в количестве семи штук, низанные узором из ромбов сам лот сердца углубления бисером черного цвета на белом фоне. К каждой полосе прикреплены  по две монеты.
  6. Детали собранных орнаментированных полос из бисера пришиваются к суконной части воротника.
  7. В узорах нагрудного украшения почти в каждой детали применяются узоры с изображением ромба. Молданова Т.А. указывает, что ромб в зависимости от местонахождения, изображает жизненно важные органы «голову» и «сердце», кроме того, мыслится как «вместилище для души» (Молданова Т.А., 1999. С. 73). С древних времен ромб является универсальным символом плодородия. Изображение ромба имело широкое применение в декорировании керамических сосудов эпохи бронзы, андроноидной и андроновской культур, вышитых изделиях южных ханты.

Реконструкция выполнена в 2009 г. мастером Клятенко Галиной Михайловной, филиал «Школа-мастерская народных промыслов», г. Урай.

 

Лит.: Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского приобья: семантика, мифология, генезис. Томск, 1999; Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов  СССР.  М., 1990; Рындина О.М. Орнамент//Очерки культурогенеза народов западной Сибири. Томск, 1995; Vahter Т., 1953. Ornamentic der Ob-Ugrier. Helsinki.

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                О.Д. Бубновене