1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Напишите нам:

Ваше имя (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш адрес электронной почты (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш телефон (*)

Введен недействительный тип данных
Оставьте сообщение: (*)

Введен недействительный тип данных
Введите символы: (*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных



Запись на экскурсию

Ваше Имя Фамилия Отчество(*)



Ваш адрес электронной почты?(*)

Адрес электронной почты недействителен

Ваш телефон(*)

Введен недействительный тип данных

Количество человек(*)

Введен недействительный тип данных

Когда вам удобно посетить выставку?(*)


Введен недействительный тип данных

Оставьте сообщение:

Введен недействительный тип данных

Введите символы:(*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных





Методическая карта "Наголовные украшения из бисера"

 Наголовное украшение из бисера ханты  конец XIX – начало ХХ вв.

 

Головная повязка – хант. саравать

Время и место бытования: конец XIX – начало XX вв., ханты (юж. группа).

Источник: Прыткова Н.Ф., Одежда хантов // Сборник музея антропологии и этнографии. Академия наук СССР// Институт этнографии им. Миклухо-Маклая. М.,1953.

 Материал: ткань, бисер (белый, синий, желтый, красный), леска, нить армированная.

Размер изделия: 96 х 15 (см).

Описание работы

  1. Анализ технологии изготовления изделия: используемые материалы, приемы низания бисером, декорирования изделия, сборка деталей украшения. Налобная повязка служила женщине дополнением к платку и одевалась непосредственно на лоб под платок, создавая контраст телесного и бисерного.
  2. Разбор изделия на фрагменты (части) из которых состоит украшение. Основа головной повязки саравать выполнена из ткани по обхвату головы с учетом завязок. Головное украшение саравать выполнено бисером приемом низание  в одну нить и нашивание на ткань.
  3. Орнаментальная полоса низанного бисера пришита к ткани черного цвета. Подобные узоры встречаются у ханты восточной группы (низание бисерных полос на подоле женских шуб) (Лукина Н.В., 1979. С. 174).
  4. Составление схем для двух орнаментальных полос.
  5. Головная повязки декорируется тремя горизонтальными узорными полосами. Узкая полоса плетеного бисера состоит из узоров, на белом фоне которой чередуются геометрические фигуры одного размера красного и желтого цвета. Орнамент – линейный, геометрический. Мотивы по форме имеют сходство с металлическими отливками, использовавшимися в средние века. Аналогичные по форме и размеру отливки-прототипы нашивались некогда на бересту или ткань (Семенова В.И., 2005 С. 84. Рис. 56). Третья полоса, самая широкая, свисает на лоб выполнена приемом низание в две нити. Узор зигзагообразный, повторяющийся, исполнен на белом фоне бисером красного и желтого цвета, без названия. Имеет сходство с узором восточных ханты энт-коронэт большого оленя рога (Лукина, 1979. С. 191). Между крупными узорами прочитывается узор лягушка из белого бисера (фон забран синим бисером).
  6. Из сукна выкраивается полоса из ткани с учетом завязывания. К пришивается орнаментальная полоса из бисера.
  7. На верхнюю узкую тканевую полоску (черного цвета) нашивают несколько узоров в виде креста. Концы крестов выполнены из трех бисерин по два ряда белого бисера. Интервал между крестами 4-5 см.
  8. К нижнему краю тканевой полоски пришивают узкую орнаментальную полосу низанного бисера, выполненную узором напоминающие отливки.
  9. Широкую, свисающую на лоб узорную полосу, пришивают к узкой бисерной полосе.
  10.  Завершается головная повязка мелкими фестонами из бисера, красиво свисающими на лоб. Фестоны по нижнему краю повязки служат смягчению эффекта телесного соприкосновения.

 

Реконструкция выполнена в 2009 г. мастером Щипцовой Еленой Валерьевной, филиал «Школа-мастерская народных промыслов».

 

Лит.: Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа). Томск. 1979, с. 191;

 Молданова Т.А. Орнамент хантов казымского Приобья: семантика, мифология, генезис. Томск, 1999;

 Прыткова Н.Ф. Одежда хантов // Сборник музея антропологии и этнографии. Академия наук СССР// Институт этнографии им. Миклухо-Маклая. М. 1953. с. 205, рис. 88;

Семенова В.И. Поселение и могильник Частухинский Урий. Новосибирск, 2005.

 

 

                                                                                                                                 О.Д. Бубновене

 

 

 

Наголовное украшение из бисера  конец XIX – начало ХХ вв.

Головная повязка – хант. саравать

Время и место бытования: конец XIX – начало XX вв., ханты (сев. группа), р. Обь.

Источник: Надточий Ю.С., Тобольский музей – заповедник, Свердловск, 1988. С. 128.

Материал: ткань, бисер (белый, синий, желтый, черный), леска, нить армированная.

Размер изделия 105 х 15 (см).

Описание работы

  1. Анализ технологии изготовления изделия: используемые материалы, приемы низания бисером, декорирования изделия, сборка деталей украшения.
  2. Разбор изделия на фрагменты (части) из которых состоит украшение. Головное украшение саравать выполнено бисером приемами низание  в одну нить и нашивание на ткань. Орнаментальная полоса низанного бисера пришита к ткани темного цвета. Подобные узоры встречаются у восточных ханты (низание бисерных полос на подоле женских шуб) (Лукина Н.В., 1979. С. 174). Головная повязка служила женщине дополнением к платку и одевалась непосредственно на лоб под платок.
  3. Составление схемы орнаментальной полосы.
  4. Выполнение бисерной орнаментированной полосы. Орнамент выполнен в виде непрерывного геометрического узора, состоящего из х-образных символов с засечками по краям фигур. Смежные фигуры чередуются контрастными дополнительными цветами: синим и желтым.   Фоном для фигур служит белое бисерное поле. В узорах выше и ниже средокрестия намечены ромбические элементы из бисера золотистого цвета.  Между узорами сверху и снизу расположены узоры уголки. На Оби их именовали шовр пал заичьи уши (Молданова Т.А., 1999. С. 85). Посередине между уголками - кубик из бисерин  черного цвета. Фестоны из бисера белого цвета по нижнему краю головной повязки служат смягчению эффекта телесного соприкосновения.
  5. Из сукна выкраивается полоса длиной по объему головы, с учетом завязывания. Орнаментальная полоса из бисера пришивается к тканевой основе повязки.
  6. Над орнаментальной полосой нашивается полоса из белого бисера.

 

Реконструкция головной повязки выполнена в 2009 г.  мастером Щипцовой Еленой Валерьевной, филиал «Школа-мастерская народных промыслов».

 

Лит.: Лукина Н.В. Альбом хантыйских орнаментов (восточная группа). Томск. 1979; Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского приобья: семантика, мифология, генезис. Томск, 1999; Надточий Ю.С.Тобольский музей – заповедник, Свердловск, 1988.

 

                                                                                                                                 О.Д. Бубновене