1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer

Напишите нам:

Ваше имя (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш адрес электронной почты (*)

Введен недействительный тип данных
Ваш телефон (*)

Введен недействительный тип данных
Оставьте сообщение: (*)

Введен недействительный тип данных
Введите символы: (*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных



Запись на экскурсию

Ваше Имя Фамилия Отчество(*)



Ваш адрес электронной почты?(*)

Адрес электронной почты недействителен

Ваш телефон(*)

Введен недействительный тип данных

Количество человек(*)

Введен недействительный тип данных

Когда вам удобно посетить выставку?(*)


Введен недействительный тип данных

Оставьте сообщение:

Введен недействительный тип данных

Введите символы:(*)
Введите символы:

Введен недействительный тип данных





Методическая карта "2013 г.Нагрудное украшение из бисера ханты конец XIX – начало ХХ вв."

 

 

Нагрудное украшение – хант. рох

Время и место бытования: конец XIX – начало XX в.в., ханты (юж. группа), р. Конда, Тобольская губерния.

Источник: Н.М. Калашникова, Г.А. Плужникова. Одежда народов  СССР.  М., 1990. С. 118.

Материалы: сукно (цвет охра), бисер белого, синего, красного, желтого цветов),  нить армированная, медные монеты.

 

Размер изделия: длина украшения из бисера  (длина воротника (суконная часть – 16 см, бисерная часть украшения – 48 см).

Описание работы

  1. Анализ технологии изготовления изделия: используемые в украшении материалы, приемы низания бисером, декорирование металлом, сборка изделия.
  2. Разбор изделия на фрагменты (части), из которых состоит нагрудное украшение.
  3. Составление схем для каждой части украшения.
  4. Выполнение бисерных орнаментированных полос. Для изготовления двух основных лопастей нагрудного украшения применяется традиционный прием низание бисерных полос в одну нить.  Узор прерывного бордюра состоит из целых четырех и двух половин рапортов. Рапорт представляет собой пару птиц, обращенных друг другу. Птицы выполнены из бисера желтого и синего цветов на белом фоне. В изголовьях птиц изображены уголки из бисера красного цвета. Между птицами – два квадрата из бисера – верхний выполнен золотистым цветом, нижний – зеленым. По стилистике узоры птиц встречаются в украшениях из бисера южных ханты (Vahter Т., 1953. Tl.109, 110, 129/7), на вышитых изделиях южных ханты, платках восточных манси (Vahter Т., 1953. Tl.11). На коротких ажурных бисерных  полосах (лопастях), которые выполнены в технике низание в две нити, сложный узор без названия. Узор прерывного бордюра представляет собой составной ромб с уголками и отростками на сторонах (Рындина О.М., 1995. С. 157, рис. 8, 48). Иванов С.В. отмечает, что истоки орнамента прерывистых бордюров берут начало в неолите и бронзе (Иванов С.В., 1963). В исследованиях сибирского орнаментального искусства О.М. Рындиной представлен анализ узоров не только их первоначальных форм, но и переработанные варианты.   Фоном узора служит бисер белого цвета, основной сложный узор  выполнен из оранжевого бисера, узоры квадрат, напоминающие отливки ромбовидной формы – из бисера синего цвета. далее начинается следующий рапорт основного узора бисером зеленого цвета. Край каждой лопасти окаймлен полосой черного бисера, по которому крепятся медные монеты. Длинные лопасти соединяются короткими низками белого бисера, которые прикрепляются к узору квадратной формы, и завершают его. Соединяющие концы лопастей и орнаментальной нижней части украшения придают форму так называемого прямоугольного нагрудника, на концах которого свисают низки бисера и  металлические монеты. Эта часть украшения выполняется отдельно. В центре квадратной части украшения выполнен узор, напоминающий сложный крест из бисера красного цвета. Центральная часть узора представляет собой изображение отливки квадратной формы, к которой прикреплены узоры в виде крестиков. По краям в верхней и нижней частях узора – уголки из бисера синего цвета. Фон  - бисер белого цвета. Ромбики их четырех бисеринок между крестиками  выполнены бисером желтого цвета. Подобные узоры встречаются на украшениях из бисера южных ханты (Vahter Т., 1953. Tl.111, 115). В нижней части на ажурных низках белого цвета прикреплены медные монеты. Четыре узкие низки выполняются отдельно. Одна ажурная из белого бисера выполнена узором треугольник, вторая – ажурная из прозрачного бисера, третья низка – из четного и белого бисера выполнена узором в виде наклонных полос, четвертая низка – узорная выполнена цветным бисером (зеленый, синий, красный и золотистый). Прерывной бордюр узкой низки представляет узоры из входящих друг в друга параллельных ромбов. В каждом ромбе помещен еще один ромб. Вследствие ограничения узорной площади бордюрной полосой, внешние ромбы деформируются в уголки, а места соприкосновения последних выглядят косыми крестами. Это создает возможность иного прочтения узора: уголки, внутреннее пространство которых заполнено ромбами, а внешнее - треугольниками из бисера синего цвета (Рындина О.М., 1995. С. 157). Ромбы чередуются по цвету: зеленого и синего цвета. Средина синего ромба – бисером красного цвета.  Ажурные низки  крепятся вместе с короткими лопастями к основе украшения на уровне груди.
  5. Сборка частей из бисера.  Готовые узорные полосы (лопасти) нашиваются на сукно. Край длинных лопастей обрамлен приемом нашивания бисера на ткань полосами белого, черного, белого бисера. С внешней стороны приемом нашивания бисера на ткань – неполные рапорты узоров из белого бисера – ромбы с отростками, в середине крест. На уровне груди на них крепятся две короткие бисерные лопасти и четыре ажурные узкие низки. Длинные лопасти украшения, нашитые на ткань, в нижней части соединяется между собой.  К ним крепится квадратной формы нижняя часть украшения.

Реконструкция выполнена в 2009 г. мастером Клятенко Галиной Михайловной, филиал «Школа-мастерская народных промыслов», г. Урай.

 

Лит.: Иванов С.В. Орнамент народов Сибири как исторический источник (по маиериалам XIX – начала XX вв.)// ТИЭ. Н. с. М.; Л., 1963); Молданова Т.А. Орнамент хантов Казымского приобья: семантика, мифология, генезис. Томск, 1999; Калашникова Н.М., Плужникова Г.А. Одежда народов  СССР.  М., 1990; Рындина О.М. Орнамент//Очерки культурогенеза народов западной Сибири. Томск, 1995; Vahter Т., 1953. Ornamentic der Ob-Ugrier. Helsinki.

                                                                                                                                                

                                                                                                                                О.Д. Бубновене